Болеслав Леопольдович Яворский (1877–1942)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена выдающемуся отечественному учёному, обладавшему энциклопедическими знаниями в сфере философских наук и различных видов искусства, крупнейшему общественному деятелю и музыкальному просветителю, педагогу-новатору, пианисту, профессору Московской консерватории Болеславу Яворскому. Автор статьи, исходя из архивных материалов, рассматривает одно из важнейших открытий Яворского – выявление значения музыкальной интонации как строительного материала мелодии. Автор приходит к заключению, что учёный раскрыл понятия протоинтонации, интонации человеческой речи и важнейших типов интонации, а также обнаружил связь интонации с музыкально-художественным образом, соотнёс интонацию со стилем и культурно-историческим контекстом. Таким образом феномен интонации был осмыслен Яворским как целостное явление.
Ключевые слова: Болеслав Яворский, советское музыкознание, интонация, музыкальная речь, образ, тритон
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Арановский М. Интонация, знак и «новые методы» // Советская музыка. – 1988. – № 9. – С. 99–109.
3. асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. кн. 2: Интонация // асафьев Б. В. Избранные труды. Т. 5. – М.: аН СССР, 1957. – С. 163–276.
4. Баевский В. яворский и некоторые тенденции культуры его времени // Советская музыка. – 1978. – №5. – С. 83–89.
5. Берченко Р. Предисловие // яворский Б. Сюиты Баха для клавира; Носина В. о символике «Французских сюит» И. С. Баха. – М.: классика-ХХI, 2006. – С. 3–22. 6. Гаспаров Б. о некоторых принципах структурного анализа музыки // Проблемы музыкального мышления: сб. ст. / сост. и ред. М. Г. арановский. – М.: Музыка, 1974. – С. 129–152.
7. Кон Ю. Несколько теоретических параллелей // Советская музыка. –1978. – № 5. – С. 90–92.
8. Консон Г. Целостный анализ как универсальный метод научного познания художественных текстов (на материале музыкального искусства). – М.: композитор, 2010.
9. Мазель Л. Проблемы классической гармонии. – М.: Музыка, 1972.
10. орлова Е. Интонационная теория асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. – М.: Музыка, 1984.
11. Рабинович Б. яворский, Болеслав Леопольдович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. келдыш. – М., 1982. – Т. 6. – Стб. 609–610.
12. Рыжкин И. Становление советской музыкальной эстетики (Луначарский и асафьев) // Из истории советской эстетической мысли: сб. ст. / сост. В. Роговин; науч. ред. Л. Денисова. – М.: Искусство, 1967. – С. 285–362.
13. Рыжкин И. Теория ладового ритма (Б. яворский) // Мазель Л., Рыжкин И. очерки по истории теоретического музыкознания. Вып. 2. – М.; Л.: Музгиз, 1939. – С. 105–247.
14. Рыжкин И. Четыре рукописные тетради конспектов и замечаний по книге Е. орловой «Интонационная теория асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность» (М., 1984). – Рукопись. – архив И. я. Рыжкина. – 122 с.
15. Стасов В. Двадцать пять лет русского искусства // Собр. ст. В. Стасова о М. Мусоргском и его произведениях. – М.; Пг.: Муз. сектор, 1922. – С. 113–117.
16. Холопов Ю. очерки современной гармонии: исследование. – М.: Музыка, 1974.
17. Холопов Ю., кириллина Л., кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкальнотеоретические системы. – М.: композитор, 2006.
18. Цуккерман В. Из кладовой памяти // Советская музыка. – 1987. – № 10. – С. 104–111.
19. Цуккерман В. «Не забывать о музыке…» // Советская музыка. – 1983. – № 11. – С. 52–56.
20. Шаймухаметова Л. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы: автореф. дис. … канд. искусствоведения. – М., 1994.
21. Яворский Б. заметки о творческом мышлении русских композиторов от Глинки до Скрябина (1825–1915) // Б. Яворский. Избр. тр. Ч. 1. Т. 2 / общ. ред. Д. Шостаковича. – М.: Сов. композитор, 1987. – С. 41–235.
22. Яворский Б. Письмо И. И. Крыжановскому от 13 января 1910 г. // Б. Яворский. Избранное. Письма. Воспоминания. – М.: композитор, 2008. – С. 11.
23. яворский Б. Письмо С. В. Протопопову от 10 мая 1926 г. // Б. яворский. Избранное. Письма. Воспоминания. – М.: композитор, 2008. – С. 33–35.
24. яворский Б. Письмо С. И. Танееву от 17 апреля 1906 года // Б. яворский. Избранное. Письма. Воспоминания. – М.: композитор, 2008. – С. 5–9.
25. Асафьев Б. Письмо Б. Яворскому от 28 марта 1917 года. – архив ГЦММк им. М. И. Глинки. – Ф. 146. Eд. xp. 1594. – 10 с.
26. Яворский Б. Интонация. 1924: авторизованная машинопись. – архив ГЦММк им. М. И. Глинки. Ф. 146. Ед. хр. 4464. Л. 10.
27. Яворский Б. Интонация. – Интонирование. 1935: рук. – архив ГЦММк им. М. И. Глинки. Ф. 146. Ед. хр. 4466. Л. 1, 4, 9.
28. Яворский Б. Литературность эмоциональной эпохи // Материалы Б. яворского до 1921 года. – Библиотека Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. архив Б. яворского. – С. 6.
29. Яворский Б. об интонации. 1911–1913: рук. – архив ГЦММк им. М. И. Глинки. Ф. 146. Ед. хр. 4463. Л. 1, 2. 30. Яворский Б. образ в музыкальном искусстве: рук. – архив ГЦММк им. М. И. Глинки. Ф. 146. Ед. хр. 7158. – 62 с.