Художественные открытия Л. А. Мазеля
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена одному из основоположников российского музыкознания Л. А. Мазелю. Наряду со сво-
ими коллегами (В. А. Цуккерманом и И. Я. Рыжкиным) учёный ввёл в музыкальную науку универсальный
метод целостного анализа художественных текстов, сыгравший большую роль в российском музыкознании.
Сблизив эстетику и теорию музыки, он изучил внутренние механизмы их связей, открыл эстетические прин-
ципы художественного воздействия музыки на слушателя. Однако становление этого метода у Мазеля не
было однозначным процессом. Парадоксально, что его обоснование и отторжение в исследованиях учёного
фактически шло параллельно. Такое явление свидетельствует о том, что он находился в постоянном поиске
научной методологии для познания сущности художественных текстов. В результате поиск привёл к новому
осмыслению метода целостного анализа, позволившему Мазелю решить главную задачу, стоящую перед
исследователем – выявить художественное открытие в музыке. Систематизировав различные способы его
обнаружения, учёный типизировал явления внутреннего и внешнего мира человека в единой целостности и
связал её с коммуникативными принципами музыки, показав в итоге образец своего ви́дения мира, основан-
ного на противоречивом взаимодействии диалектических оппозиций.
Ключевые слова: Мазель, теория музыки, целостный анализ, музыкальный образ, мотив, художественное
открытие, содержание и форма в музыке.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Mazel’ L. A. Iz vospominaniy o P. S. Urysone [From the Memoirs about P. S. Uryson]. URL: http:// www.ihst.ru/projects/sohist/papers/viet/1998/4/62-65. pdf. (07.07.2016).
3. Mazel’ L. A. Issledovaniya o Shopene [Research Works on Chopin]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1971. 248 p.
4. Mazel’ L. A. Nablyudeniya nad muzykal’nym yazykom Shostakovicha [Observation of the Musical Language of Shostakovich]. Mazel’ L. A. Etyudy o Shostakoviche: stat’i i zametki o tvorchestve [Mazel L. A. Études about Shostakovich: Articles and Notes about his Oeuvres]. Moscow, 1986, pp. 33–82.
5. Mazel’ L. A. Tselostnyy analiz – zhanr preimushchestvenno ustnyy i uchebnyy [The Integral Analysis – Mostly а Verbal and Educational Genre]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2000, No. 4, pp. 132–134.
6. Mochalova V. Litvaki iz roda Mordekhaya Yaffe: popytka genealogii [Lithuanians from the Family of Mordekhai Yaffe: an Attempt of Establishing a Genealogy]. URL: www-bcf.usc.edu/~alik/rus/review/ Mazel_litvaki.doc. (07.07.2016).
7. Raku M. G. Sotsial’noe konstruirovanie «sovetskogo muzikovedeniya»: rozhdenie metoda [The Social Construction of “Soviet Musicology”: Birth of a Method]. Novoe literaturnoe obozrenie [New Literature Survey]. 2016, No. 1 (137). URL: http://www.nlobooks. ru/node/6999#sthash.m7MHQ55C.dpuf. (13.07.2016).
8. Riman G. Muzykal’nyy slovar’ [Riemann H. Musical Dictionary]. Translated from the German by B. Jurgenson; Complementary translation and edition by Y. Engel. Moscow: P. Yurgenson, 1901. 1536 p.
9. Taruskin R. Ya privyk k negativnym kommentariyam. Vydayushchiysya zapadnyy slavistoved o posledstviyakh «zheleznogo zanavesa» i chitabel’nom muzykovedenii: interv’yu ot 11.11.2011 [I Got Used to Negative Comments: The Outstanding Western Slavist-musicologist on the Topic of the Consequences of the “Iron Curtain” and Readable Music Studies: Interview from 11/11/2011] / O. B. Manulkina. URL: http:// os.colta.ru/music_classic/events/details/31783/?expand= yes#expand. (22.07.2016).
10. Khannanov I. D. Retsenziya [Review] (Lawrence Kramer. Musical Meaning. Toward a Critical History. Berkeley and Los Angeles: UC Press, 2002). Siniy Divan [Blue Couch]. URL: http://sinijdivan.narod. ru/sd3rez4.htm. (23.07.2016).
11. Eizenstein S. M. Organichnost’ i pafos v kompozitsii fil’ma «Bronenosets “Potyomkin”» [The Organic Nature and the Pathos in the Composition of the Film “The Battleship ‘Potyomkin’”]. Eisenstein S. M. Izbrannye stat’i [Selected Articles]. Editor-Compiler, Annotation of Articles and Notes by R. N. Yurenev. Moscow, 1956, pp. 243–251.
12. Dahlhaus C. Analyze und Werturteil [Analyze and Value Judgment]. Mainz: Schott, 1970. 167 S.
13. Helmers R. Tchaikovsky’s ‘Pathétique’ and Russian Culture. By Marina Ritzarevа. Music and Letters. 2015. 96 (2), pp. 287–289. doi: 10.1093/ml/gcv027.
14. Holth B. German Influences in the Development of the Norwegian Classical Music Tradition. Fontes Artis Musicae. 2014. Volume 61. Issue 1, pp. 42–47.
15. Kramer L. Chopin’s Rogue Pitches: Artifice, Personification, and the Cult of the Dandy in Three Later Mazurkas. Nineteenth Century Music. 2012. Volume 35. Issue 3, pp. 224–237.
16. Ritzarevа M. Tchaikovsky’s Pathétique and Russian Culture. Farnham: Ashgate, 2014.169 pp.
17. Sheinberg E. Min-Ad. Israel Studies in Musicology Online Review. 2014. Volume 2. URL: http://www.biu.ac.il/hu/mu/min-ad/14/Sheinberg-Ritzarev.pdf. (30.10.2016).