Проблема генезиса итальянской оратории

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Grigory R. Konson

Аннотация

Статья посвящена двуединой проблеме генезиса и специфики итальянской оратории, которая в музыкозна-
нии до сих пор своего решения не получила. Исходя из этой проблемы, автор выявляет два принципиально
важных жанровых показателя. Первый – формосодержательный, который был выражен в наличии морализиру-
ющего духовного диалога, означавшего этико-философский спор. Второй – социально-коммуникативный. На
их основе автор считает произведение Э. де Кавальери «Представление о Душе и Теле» первой европейской
ораторией.
Новый поворот в развитии оратории исследователь связывает с именем Дж. Кариссими, руководителем
главного центра обучения иезуитов в Риме. В своих латинских ораториях композитор претворил реальные
жизненные образы и показал их в конфликтном противодействии.
На основе анализа произведений («Представление о Душе и Теле» Кавальери, «Иеффай» Кариссими) де-
лается вывод о том, что в творчестве Кавальери был намечен аллегорический тип европейской оратории, тогда
как Кариссими создал конкретно-сюжетный.

Ключевые слова: Эмилио де Кавальери, Джакомо Кариссими, «Представление о Душе и Теле», «Иеффай»,
итальянская оратория, опера, духовный диалог.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Konson, G. R. (2017). Проблема генезиса итальянской оратории. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 58–71. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.2.058-071
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Grigory R. Konson, Российский государственный социальный университет

Консон Григорий Рафаэльевич, доктор искусствоведения, начальник отдела прикладной док-
торантуры и подготовки научных кадров в докторантуре, профессор кафедры социологии и фило-
софии культуры

Библиографические ссылки

1. Aranovsky M. G. Struktura muzykal'nogo zhanra i sovremennaya situatsiya v muzyke [The Structure of the Musical Genre and the Present-Day Situation in Music]. Muzykal'nyy sovremennik: sb. st. [The Musical Contemporary. Compilation of Articles]. Ed. V. V. Zaderatsky, comp. V. I. Zak, S. S. Ziv. Issue 6. Moscow, 1987, pp. 5–44.
2. Arkhipov S. V. Dialogicheskiy printsip kak forma sistemnogo myshleniya [The Dialogic Principle as a Form of Systemic Thinking]. Vestnik Volgogradskogo gos. un-ta. Seriya 7. Filosofiya [Bulletin of the Volgograd State University. Series 7. Philosophy]. 2013. No. 1 (19), pp. 128–131. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dialogicheskiyprintsip-kak-forma-sistemnogo-myshleniya. (21.04.2017).
3. Batova M. P. Emilio De’ Kaval'eri. Progulka s ostanovkami na istoricheskikh perekryostkakh [Emilio de’Cavalieri. A Promenade with Stops on Historical Crossroads]. Starinnaya muzyka [Early Music]. 1998. No. 2. ALIA MUSICA – De musica (Stat'i/Istoriko-biograficheskie [Historical and Biographical Articles]). URL: https://www.mmv.ru/sm/arth/01-03-1999_progulka.htm. (27.04.2017).
4. Bocharov Yu. S. Muzyka barokko v otechestvennoy spravochnoy i uchebnoy literature rubezha XX–XXI vekov [Music of the Baroque Period in Russian Referential and Pedagogical Literature of the Turn of the 20th and 21st Centuries]. Starinnaya muzyka [Early Music]. 2006. No. 3–4 (33–34), pp. 7–12. URL: http://stmus.ru/Archive%20files/starmus-2006-3-4.pdf. (03.06.2017).
5. Bulycheva A. V. Dukhovnaya opera vo Frantsii v epokhu Barokko. Vetkhozavetnaya istoriya i khudozhestvennyy vymysel [The Sacred Opera in France during the Baroque Period: The Old Testament Narrative and Artistic Invention]. XVI Yezhegodnaya Bogoslovskaya konferentsiya [XVI Annual Theological Conference]. 2006, pp. 360–363. URL: http://pstgu.ru/download/1279220289.bulycheva.pdf. (27.04.2017).
6. Konen V. D. Teatr i simfoniya (rol’ opery v formirovanii klassicheskoy simfonii) [The Theater and the Symphony. The Role of the Opera in the Formation of the Classical Symphony]. Moscow: Muzyka, 1975. 376 p.
7. Nasonov R. A. Zagadka «Ieffaya» (o shedevre Dzh. Karissimi v svete ucheniya A. Kirkhera o «pateticheskoy muzyke») [The Riddle of “Jephte” (About Giacomo Carissimi’s Masterpiece in Light of Athanasius Kircher’s Teaching of ‘Pathetic Music’)]. URL: http://nv.mosconsv.ru/wp-content/media/Nasonov_2013_1.pdf. (01.05.2017).
8. Rozenov E. K. Ocherk po istorii oratorii [A Sketch on the History of the Oratorio]. Rozenov E. K. Stat’i o muzyke [Articles about Music]. Moscow, 1982, pp. 15–50.
9. Bishop B.W. Story of Jephthah: An Oratorio by Giacomo Carissimi. English Translation and Dramatic Staging: DMA. Tucson: The University of Arizona, 2007. 116 p. URL: http://arizona.openrepository.com/arizona/bitstream/10150/194703/1/azu_etd_2413_sip1_m.pdf. (01.05.2017).
10. Bradshaw M. C. Emilio de’ Cavalieri, “Gentiluomo Romano.” His Life and Letters, His Role as Superintendent of all the Arts at the Medici Court, and His Musical Compositions. With Addenda to “L’aria di Fiorenza’ and ‘The Court Musicians in Florence’ by Warren Kirkendale: Review. Notes [The Music Library Association’s journal]. Second Series, Vol. 61, No. 2 (Dec., 2004), pp. 428–430. URL: http://www.jstor.org/stable/4487370. (03.06.2017).
11. Bukofzer M. F. Music in the Baroque Era – from Monteverdi to Bach. New York: W. W. Norton & Company, 1947. xv + 489 pp. URL: https://books.google.ru/books?id=dzV9CgAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q=carissimi&f=false. (01.05.2017).
12. Kircher A. Musurgia Universalis. Tomus I. Rome: Franceso Corbelletti, 1650. 759 p.
13. Konson G. R. The Conception of Georg Friedrich Handel’s Worldview in the Context of his Oratorios. Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 74–87. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.074-087.
14. Konson I. Zu einigen Ergebnissen sowjetischer Händel-Forschung, insbesondere auf dem Gebeit des Oratoriums. Händel-Jahrbuch. № 33. Leipzig: Veb Deutscher Verlag für Musik, 1987. S. 157–168.
15. Morelli A. Chiesa Nuova in Rome around 1600. Music for the Church, Music for the Oratorio. The Journal of Seventeenth Century Music. 2003. V. 9. No. 1. URL: http://sscm-jscm.org/jscm/v9/no1/morelli.html. (12.11.2016.)
16. Rawlins J. T. Carissimi, Progenitor of the Oratorio. The Choral Journal. April, 1981. Vol. 21. No. 8, pp. 15–20. URL: https://www.jstor.org/stable/23545758?seq=1#fndtn-page_scan_tab_contents. (03.06.2017).
17. Serauky W. Georg Friedrich Händel. Sein Leben – sein Werk. Leipzig: Bärenreiter-Verlag, 1956. III Band. 1513 S.
18. Smither H. E. A History of the Oratorio. Vol. 1: The Oratorio in the Baroque Era: Italy, Vienna, Paris. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1977. 518 р.
19. Smither H. E. A History of the Oratorio. Vol. 3: The Oratorio in Classical Era. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1987. 742 p.
20. Sparti B. Emilio de’ Cavalieri, composer and choreographer: Book review [Emilio de’ Cavalieri “Gentiluomo Romano” by Warren Kirkendale]. Dance chronicle. 2002. № 25 (2), pp. 303–309. URL: https://www.jstor.org/stable/1568161?seq=1#fndtn-page_scan_tab_contents. (03.06.2017).
21. Yearsley D. Cavalieri and the First Opera. Counterpunch. 2012. 12 June. URL: http://www.counterpunch.org/2012/06/22/cavalieri-and-the-first-opera. (03.06.2017).

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>