Проблема генезиса итальянской оратории
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена двуединой проблеме генезиса и специфики итальянской оратории, которая в музыкозна-
нии до сих пор своего решения не получила. Исходя из этой проблемы, автор выявляет два принципиально
важных жанровых показателя. Первый – формосодержательный, который был выражен в наличии морализиру-
ющего духовного диалога, означавшего этико-философский спор. Второй – социально-коммуникативный. На
их основе автор считает произведение Э. де Кавальери «Представление о Душе и Теле» первой европейской
ораторией.
Новый поворот в развитии оратории исследователь связывает с именем Дж. Кариссими, руководителем
главного центра обучения иезуитов в Риме. В своих латинских ораториях композитор претворил реальные
жизненные образы и показал их в конфликтном противодействии.
На основе анализа произведений («Представление о Душе и Теле» Кавальери, «Иеффай» Кариссими) де-
лается вывод о том, что в творчестве Кавальери был намечен аллегорический тип европейской оратории, тогда
как Кариссими создал конкретно-сюжетный.
Ключевые слова: Эмилио де Кавальери, Джакомо Кариссими, «Представление о Душе и Теле», «Иеффай»,
итальянская оратория, опера, духовный диалог.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Arkhipov S. V. Dialogicheskiy printsip kak forma sistemnogo myshleniya [The Dialogic Principle as a Form of Systemic Thinking]. Vestnik Volgogradskogo gos. un-ta. Seriya 7. Filosofiya [Bulletin of the Volgograd State University. Series 7. Philosophy]. 2013. No. 1 (19), pp. 128–131. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dialogicheskiyprintsip-kak-forma-sistemnogo-myshleniya. (21.04.2017).
3. Batova M. P. Emilio De’ Kaval'eri. Progulka s ostanovkami na istoricheskikh perekryostkakh [Emilio de’Cavalieri. A Promenade with Stops on Historical Crossroads]. Starinnaya muzyka [Early Music]. 1998. No. 2. ALIA MUSICA – De musica (Stat'i/Istoriko-biograficheskie [Historical and Biographical Articles]). URL: https://www.mmv.ru/sm/arth/01-03-1999_progulka.htm. (27.04.2017).
4. Bocharov Yu. S. Muzyka barokko v otechestvennoy spravochnoy i uchebnoy literature rubezha XX–XXI vekov [Music of the Baroque Period in Russian Referential and Pedagogical Literature of the Turn of the 20th and 21st Centuries]. Starinnaya muzyka [Early Music]. 2006. No. 3–4 (33–34), pp. 7–12. URL: http://stmus.ru/Archive%20files/starmus-2006-3-4.pdf. (03.06.2017).
5. Bulycheva A. V. Dukhovnaya opera vo Frantsii v epokhu Barokko. Vetkhozavetnaya istoriya i khudozhestvennyy vymysel [The Sacred Opera in France during the Baroque Period: The Old Testament Narrative and Artistic Invention]. XVI Yezhegodnaya Bogoslovskaya konferentsiya [XVI Annual Theological Conference]. 2006, pp. 360–363. URL: http://pstgu.ru/download/1279220289.bulycheva.pdf. (27.04.2017).
6. Konen V. D. Teatr i simfoniya (rol’ opery v formirovanii klassicheskoy simfonii) [The Theater and the Symphony. The Role of the Opera in the Formation of the Classical Symphony]. Moscow: Muzyka, 1975. 376 p.
7. Nasonov R. A. Zagadka «Ieffaya» (o shedevre Dzh. Karissimi v svete ucheniya A. Kirkhera o «pateticheskoy muzyke») [The Riddle of “Jephte” (About Giacomo Carissimi’s Masterpiece in Light of Athanasius Kircher’s Teaching of ‘Pathetic Music’)]. URL: http://nv.mosconsv.ru/wp-content/media/Nasonov_2013_1.pdf. (01.05.2017).
8. Rozenov E. K. Ocherk po istorii oratorii [A Sketch on the History of the Oratorio]. Rozenov E. K. Stat’i o muzyke [Articles about Music]. Moscow, 1982, pp. 15–50.
9. Bishop B.W. Story of Jephthah: An Oratorio by Giacomo Carissimi. English Translation and Dramatic Staging: DMA. Tucson: The University of Arizona, 2007. 116 p. URL: http://arizona.openrepository.com/arizona/bitstream/10150/194703/1/azu_etd_2413_sip1_m.pdf. (01.05.2017).
10. Bradshaw M. C. Emilio de’ Cavalieri, “Gentiluomo Romano.” His Life and Letters, His Role as Superintendent of all the Arts at the Medici Court, and His Musical Compositions. With Addenda to “L’aria di Fiorenza’ and ‘The Court Musicians in Florence’ by Warren Kirkendale: Review. Notes [The Music Library Association’s journal]. Second Series, Vol. 61, No. 2 (Dec., 2004), pp. 428–430. URL: http://www.jstor.org/stable/4487370. (03.06.2017).
11. Bukofzer M. F. Music in the Baroque Era – from Monteverdi to Bach. New York: W. W. Norton & Company, 1947. xv + 489 pp. URL: https://books.google.ru/books?id=dzV9CgAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q=carissimi&f=false. (01.05.2017).
12. Kircher A. Musurgia Universalis. Tomus I. Rome: Franceso Corbelletti, 1650. 759 p.
13. Konson G. R. The Conception of Georg Friedrich Handel’s Worldview in the Context of his Oratorios. Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 74–87. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.074-087.
14. Konson I. Zu einigen Ergebnissen sowjetischer Händel-Forschung, insbesondere auf dem Gebeit des Oratoriums. Händel-Jahrbuch. № 33. Leipzig: Veb Deutscher Verlag für Musik, 1987. S. 157–168.
15. Morelli A. Chiesa Nuova in Rome around 1600. Music for the Church, Music for the Oratorio. The Journal of Seventeenth Century Music. 2003. V. 9. No. 1. URL: http://sscm-jscm.org/jscm/v9/no1/morelli.html. (12.11.2016.)
16. Rawlins J. T. Carissimi, Progenitor of the Oratorio. The Choral Journal. April, 1981. Vol. 21. No. 8, pp. 15–20. URL: https://www.jstor.org/stable/23545758?seq=1#fndtn-page_scan_tab_contents. (03.06.2017).
17. Serauky W. Georg Friedrich Händel. Sein Leben – sein Werk. Leipzig: Bärenreiter-Verlag, 1956. III Band. 1513 S.
18. Smither H. E. A History of the Oratorio. Vol. 1: The Oratorio in the Baroque Era: Italy, Vienna, Paris. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1977. 518 р.
19. Smither H. E. A History of the Oratorio. Vol. 3: The Oratorio in Classical Era. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1987. 742 p.
20. Sparti B. Emilio de’ Cavalieri, composer and choreographer: Book review [Emilio de’ Cavalieri “Gentiluomo Romano” by Warren Kirkendale]. Dance chronicle. 2002. № 25 (2), pp. 303–309. URL: https://www.jstor.org/stable/1568161?seq=1#fndtn-page_scan_tab_contents. (03.06.2017).
21. Yearsley D. Cavalieri and the First Opera. Counterpunch. 2012. 12 June. URL: http://www.counterpunch.org/2012/06/22/cavalieri-and-the-first-opera. (03.06.2017).