А. Лосев – Б. Асафьев: смысловые параллели
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена не исследованному в музыкознании феномену смысловых параллелей научных концепций крупнейшего отечественного философа XX столетия А.Ф. Лосева и выдающегося российского музыковеда Б.В. Асафьева, исследования которого явились фундаментом отечественного музыкознания. Автор анализирует и обнаруживает сходство значений понятий «музыкальное бытие», «звучание во/вне времени и пространстве», «инаковость», «смысл» и др., которые в их трудах стали принципиально важными, а в дальнейшем явились узловыми для теоретического музыкознания. В данной статье объект исследования рассматривается в контексте различных областей передовой научной мысли XX столетия, в первую очередь, музыковедения и философии.
Ключевые слова: музыка и философия, музыкальная эстетика, музыкальное бытие, музыкальное время, музыка и смысл
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Asaf'ev B. O sebe // Vospominaniya o B. V. Asaf'eve / sost. A. Kryukov. – L., 1974. – S. 317-508.
3. Asaf'ev B. V. Pis'mo B. L. Yavorskomu ot 28 marta 28 1917 g. // GTsMMK im. Glinki. – F. 146, ed. khr. 1594. – S. 1-10.
4. Asaf'ev B. Shopen v vosproizvedenii russkikh kompozitorov // Sovetskaya muzyka. – 1946. – № 1. – S. 31-41.
5. Bobrovskiy V. O peremennosti funktsiy muzykal'noy formy. – M., 1970.
6. Bulez P. [O polifonii] // Kompozitory o sovremennoy kompozitsii. Khrestomatiya / red.-sost. T. Kyure-gyan, V. Tsenova. – M., 2009. – S. 131-161.
7. Glebov I. Muzykal'naya forma kak protsess. – M., 1930.
8. Dal' V. Tolkovyy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka. T. 2. – M., 1981.
9. Konson G. Metod dialekticheskogo analiza Mazelya // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2009. – T. 15, № 3 (iyul'-sentyabr'). – S. 221-227.
10. Konson G. Metod tselostnogo analiza I. Ryzhkina // Muzykal'noe iskusstvo: istoriya i sovremen-nost': sb. nauch. st. k 40-letiyu Astrakhanskoy gosudar-stvennoy konservatorii / gl. red. L. Savvina, red.-sost. V. Petrov. – Astrakhan', 2009. – S. 81-85.
11. Konson G. Traktovka simfonizma B. Asaf'evym i I. Ryzhkinym // Muzykovedenie. – 2009. – № 2. – S. 2-7.
12. Kuznetsov B. Etyudy ob Eynshteyne. – Izd. 2-e, pererab. i dop. – M., 1970.
13. Lashchenko S. Ideya «strashnoy krasoty»: dialog pokoleniy i natsional'nykh traditsiy (opera-balet V. Gubarenko «Viy» i opera N. Rimskogo-Korsakova «Zolotoy petushok») // Muzykal'nyy teatr XX veka. Sobytiya, problemy, itogi, perspektivy / red.-sost. A. Baeva, E. Kurilenko. – M., 2004. – S. 162-174.
14. Losev A. Iz rannikh proizvedeniy / vstup. st. A. Takho-Godi, L. Gogotishvili; primech. L. Gogotishvi-li. – M., 1990.
15. Mazel' L. Voprosy analiza muzyki. Opyt sblizheniya teoreticheskogo muzykoznaniya i estetiki. – M., 1978.
16. Mayboroda D. Bytie // Istoriya filosofii: entsiklopediya. – Minsk, 2002. – S. 140-141.
17. Mozheyko M. Platon // Istoriya filosofii: entsiklopediya. – Minsk, 2002. – S. 782-788.
18. Orlov G. Struktura funktsii vremeni v muzyke (Ispolnenie i improvizatsiya) // Voprosy teorii i es-tetiki muzyki / otv. red. L. Raaben. – L., 1974. – Vyp. 13. – S. 32-57.
19. Orlova E. Intonatsionnaya teoriya Asaf'eva kak uchenie o spetsifike muzykal'nogo myshleniya. Istoriya. Stanovlenie. Sushchnost'. – M., 1984.
20. Orlova E. B. V. Asaf'ev. Put' issledovatelya i publitsista. – L., 1964.
21. Riman G. Muzykal'nyy slovar' [per. s 5-go nem. izd.] / per. i dop. Yu. Engelya. – M., 1901.
22. Ryzhkin I. Russkoe klassicheskoe muzykoznanie v bor'be protiv formalizma. – M., 1951.
23. Semenov N. Plotin // Istoriya filosofii: entsiklopediya. – Minsk, 2002. – S. 792-797.
24. Serov A. Muzyka i tolki o ney // Serov A. N. Stat'i o muzyke. V 7 vyp. Vyp. 2 a. 1854-1856 / sost. i komment. Vl. Protopopova. – M., 1985. – S. 80-89.
25. Farbshteyn A. Muzyka i estetika. – L., 1978.
26. Furs V. Parmenid // Istoriya filosofii: entsiklopediya. – Minsk, 2002. – S. 765.
27. Kholopov Yu. Izmenyayushcheesya i neizmennoe v evolyutsii muzykal'nogo myshleniya // Problemy traditsiy i novatorstva v sovremennoy muzyke. – M., 1982. – S. 52-104.
28. Kholopov Yu. O formakh postizheniya muzykal'nogo bytiya // Voprosy filosofii. – 1993. – № 4. – S. 106-114.
29. Tsimmerman B. Interval i vremya // Kompozitory o sovremennoy kompozitsii. Khrestomatiya / red.-sost. T. Kyuregyan, V. Tsenova. – M., 2009. – S. 92-106.
30. Tsukkerman V. O nekotorykh osobykh vidakh tselostnogo analiza // Tsukkerman V. Muzykal'no-teore-ticheskie ocherki i etyudy. – M., 1970. – S. 409-426.
31. Eynshteyn A. Voprosy kosmologii i obshchaya teoriya otnositel'nosti // Al'bert Eynshteyn i teoriya gravitatsii: sb. st. / nauch. red. E. Kuranskiy. – M., 1979. – S. 287-298.