Иосиф Яковлевич Рыжкин
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматривается творческое наследие известного российского музыковеда Иосифа Рыжкина (1907-2008). Автор рассматривает ключевые достижения учёного: первые в СССР исследования (проведённые совместно с Л. Мазелем) истории теории музыки; разработку категорий художественного образа и интонации в музыке, а также исследование их взаимодействия, что в целом способствовало сближению в работах Рыжкина теории музыки и эстетики; изучение понятия симфонизма; созданную Рыжкиным в соавторстве с его коллегами Л. Кулаковским, Л. Мазелем, В. Цуккерманом, методологию целостного познания музыкального произведения.
Ключевые слова: Иосиф Рыжкин, советское и российское музыковедение, художественный образ, интонация, симфонизм, метод целостного анализа, теория музыки, эстетика
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Iglitskaya I., Podosenova E. K 100-letiyu I. Ya. Ryzhkina // Muzykovedenie. – 2007. – № 6. – S. 65-68.
3. Konson G. Vzaimodeystvie intonatsii i obraza v tselostnom analize I. Ryzhkina // Vestnik Kost-romskogo gos. un-ta. T. 16. – 2009. – № 4 (oktyabr'-dekabr'). – S. 199-212.
4. Konson G. Vzaimoproniknovenie opernoy teatral'nosti i simfonizma kak ob"ekt muzykal'nogo analiza L. A. Mazelya i I. Ya. Ryzhkina // Teatr, zhivopis', kino, muzyka / gl. red. K. Melik-Pashaeva. – M.: RATI-GITIS, 2009. – № 1. – S. 206-216.
5. Konson G. Traktovka simfonizma Borisom Asaf'evym i Iosifom Ryzhkinym // Muzykovedenie. – 2009. – № 2. – S. 2-7.
6. Konson G. Tselostnyy analiz v kontekste nauchnoy metodologii // Muzykal'naya akademiya. – 2010. – № 2. – S. 140-150.
7. Mazel' L., Ryzhkin I. Ocherki po istorii teoreticheskogo muzykoznaniya. – M.; L.: Muzgiz, 1939. – Vyp. 2.
8. Mazel' L., Tsukkerman V. Analiz muzykal'nykh proizvedeniy. Elementy muzyki i metodika analiza malykh form. – M.: Muzyka, 1967.
9. Ryzhkin I. Vzaimootnoshenie obrazov v muzykal'nom proizvedenii i klassifikatsiya tak nazyvaemykh «muzykal'nykh form» (kompozitsionno-strukturnykh tipov) // Voprosy muzykoznaniya. – M.: Muzgiz, 1955. – Vyp. 2. – S. 201-245.
10. Ryzhkin I. Vzaimosvyaz' lichnosti i obshchestva i esteticheskiy ideal sovetskogo opernogo tvorchestva // Voprosy teorii i estetiki muzyki: sb. st. / red. kol. Yu. Kremlev (otv. red.), L. Raaben, F. Rubtsov. – M.; L.: Muzyka, 1964. – Vyp. 3.
11. Ryzhkin I. Gumanizm i elitarnost' vozzreniy Adorno (k problemam sotsial'noy obuslovlennosti muzyki i ee istinnosti) // Esteticheskie problemy muzykoznaniya: sb. tr. / otv. red. E. Fedosova. – M.: GMPI im. Gnesinykh, 1988. – Vyp. 97. – S. 44-62.
12. Ryzhkin I. Zadachi sovetskogo simfonizma // Sovetskaya muzyka. – 1935. – № 6. – S. 3-27.
13. Ryzhkin I. Zametki na polyakh st. L. Geninoy «Zametki o muzykal'nom obraze» // Sovetskaya muzyka. – 1958. – № 7. – S. 59-68. – Arkhiv I. Ryzhkina.
14. Ryzhkin I. «Istoriya ucheniy o garmonii» (o knige Lyus'ena Sheval'e) // Proletarskiy muzykant. – 1931. – S. 39-43.
15. Ryzhkin I. Klassicheskaya teoriya (Zh.-F. Ramo) // Ryzhkin I., Mazel' L. Ocherki po istorii teoreticheskogo muzykoznaniya. – M.: Muzgiz, 1934. – Vyp. 1.
16. Ryzhkin I. Konkretnost' i obobshchennost' muzykal'nogo obraza // Voprosy muzykoznaniya. Ezhegodnik / red. A. Ogolevets. – M.: Muzgiz, 1956. –Vyp. 2. – S. 229-252.
17. Ryzhkin I. Logicheskie stupeni istorii muzykal'nogo iskusstva // Protsessy muzykal'nogo tvorchestva: sb. tr. № 160 / red.-sost. E. Vyazkova; RAM im. Gnesinykh. – M., 2002. – Vyp. 5. – S. 233-250.
18. Ryzhkin I. «Menuet» Taneeva (O khudozhestvennom obraze) // Sovetskaya muzyka. – 1934. – № 4. – S. 62-75.
19. Ryzhkin I. Muzykal'naya faustiana XX veka // Sovetskaya muzyka. – 1990. – № 2. – S. 31-48.
20. Ryzhkin I. Obraznaya kompozitsiya muzykal'nogo proizvedeniya // Intonatsiya i muzykal'nyy obraz / obshch. red. B. Yarustovskogo. – M.: Muzgiz, 1965. – C. 187-224.
21. Ryzhkin I. «Nos» Shostakovicha i povest' Gogolya // Shostakovich. Problemy stilya / RAM im. Gne-sinykh. – M., 2003. – S. 53-75.
22. Ryzhkin I. O sushchnosti opery «Nos» // Muzykal'naya akademiya. – 1997. – № 1. S. 83-95.
23. Ryzhkin I. Ocherk o garmonii // Sovetskaya muzyka. – 1940. – № 3. – S. 47-66.
24. Ryzhkin I. Pererastanie intonatsiy v melos // Muzykal'noe iskusstvo. Ispolnitel'stvo. Peda-gogika. Muzykoznanie: sb. nauch.-metod. st. / otv. red. M. Skrebkova-Filatova. – M.: Gos. spets. institut is-kusstv, 2004. – S. 58-63.
25. Ryzhkin I. Put' pravdy // Sovetskaya muzyka. – 1958. – № 9. – S. 61-71.
26. Ryzhkin I. Russkoe klassicheskoe muzykoznanie v bor'be protiv formalizma. – M.; L.: Muzyka, 1951.
27. Ryzhkin I. Syuzhetnaya dramaturgiya betkhovenskogo simfonizma (pyataya i devyataya simfoniya) // Bet-khoven: sb. st. / red.-sost. N. Fishman. – M.: Muzyka, 1972. – Vyp. 2. S. 101-160.
28. Ryzhkin I. Syuzhetnaya simfoniya [O 5-y simfonii Betkhovena] // Sovetskaya muzyka. – 1947. – № 2. – S. 51-65.
29. Ryzhkin I. Traditsionnaya shkola teorii muzyki // Sovetskaya muzyka. –1933. – № 3. – S. 74-98.
30. Ryzhkin I. Tretiy put' i «doktrina» Pushkina-Mitskevicha // Perspektivy / gl. red. Z. Apresyan. – 1991. – № 6. – S. 7-8.
31. Ryzhkin I. Chetyre rukopisnye tetradi konspektov i zamechaniy po knige E. Orlovoy «Intona-tsionnaya teoriya Asaf'eva kak uchenie o spetsifike muzykal'nogo myshleniya. Istoriya. Stanovlenie. Sushchnost'». – M., 1984. – 123 s. – Rukopis' khranitsya v lichnom arkhive I. Ryzhkina.
32. Ryzhkin I. Shestaya simfoniya Chaykovskogo. O trekh «planakh» russkoy muzykal'noy klassiki: is-toricheskom, epicheskom i psikhologo-dramaticheskom // Sovetskaya muzyka. – 1946. – № 1. – S. 70-83.
33. Ryzhkin I. Esteticheskie vzglyady Rimskogo-Korsakova na tselostnyy okhvat edinogo mira, ego kontrastnykh storon − slyshimoy (muzyka) i vidimoy (zhivopis'), k sootnosheniyu neposredstvennogo i oposredovannogo v tvorcheskikh svidetel'stvakh muzykal'nogo iskusstva o cheloveke i prirode // N. A. Rimskiy-Korsakov. Cherty stilya: sb. st. / sost. E. Aleksandrova. – L.: SPb. gos. kons. im. N. A. Rimskogo-Korsakova, 1995. – S. 4-20.
34. Ryzhkin I., Mazel' L. Ocherki po istorii teoreticheskogo muzykoznaniya. – M.: Muzgiz, 1934. – Vyp. 1.
35. Kholopov Yu. O formakh postizheniya muzykal'nogo bytiya // Voprosy filosofii. – 1993. – № 4. – S. 106-114.
36. Kholopov Yu. Muzykal'no-teoreticheskie sistemy: uchebnik dlya istoriko-teoreticheskikh i kom-pozitorskikh fakul'tetov muz. vuzov / Yu. Kholopov, L. Kirillina, T. Kyuregyan, G. Lyzhov, R. Pospelova, V. Tsenova. – M.: Kompozitor, 2006.
37. Yarustovskiy B. O muzykal'nom obraze // Sovetskaya muzyka: sb. st. – M.: Sov. kompozitor, 1954. – S. 5-62.