Концепция мировоззрения Г. Ф. Генделя в контексте его ораториального творчества
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена проблеме выявления генделевского мировоззрения. Осмысливаются многообразные, под-
час взаимоисключающие мнения о религиозно-философских взглядах композитора. Анализируя научные
идеи, сформулированные в работах последних двух десятилетий, преимущественно зарубежных учёных, ав-
тор, однако, с их мнением соглашается не всегда. Исходя из высказываний Генделя, стремившегося «сделать
слушателей лучше», раскрыть «наивозвышенные чувства» и решить этико-эстетические задачи в подходя-
щем для этого «фундаментальном и торжественном жанре» оратории, исследователь выдвигает собствен-
ную концепцию мировоззрения композитора, которую аргументирует этической сущностью его творчества.
Наследие Генделя рассматривается в контексте идей предшествовавших и современных ему мыслителей
как религиозных (М. Лютера, Ж. Кальвина), так и светских (Дж. Локка, Э. Шефтсбери, Ж. Лабрюйера, Б. Паскаля,
К. Янсения). Принципиально важные идеи этих моралистов, претворённые в генделевских ораториях,
стали источником трагедийных образов, характеризовавшихся нравственным конфликтом, на основе которого
композитор воплотил проблему морального выбора, пережитую в муках совести. Поэтому не случайно боль-
ше половины генделевских ораторий оказались величайшими трагическими шедеврами, к которым относятся
«Александр Бал», «Аталия», «Ацис и Галатея», «Валтасар», «Геракл», «Иевфай», «Иосиф и его братья», «Мес-
сия», «Самсон», «Саул», «Семела», «Сусанна», «Феодора», а также «Страсти по Брокесу».
Выявляя мировоззренческие принципы Генделя, опиравшегося на жёсткую социально-поведенческую ре-
гламентацию человека в обществе, автор статьи показывает, что именно она соответствовала задачам назида-
тельного жанра оратории, а главное – отвечала устремлениям композитора сделать слушателей лучше.
Ключевые слова: мировоззрение Г. Ф. Генделя, личность композитора, жанр оратории, трагическое, рели-
гиозно-философские идеи, музыка Великобритании, музыка Германии.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Dekart R. Izbrannye proizvedeniya [Descartes, René. Selected Works]. Translation from the French and Latin, Edition and Introduction by E. Sokolov. Moscow; Leningrad: Gospolitizdat, 1950. 712 p.
3. Zhirmunskaya N. A. Ot barokko k romantizmu: statyi o frantsuzskoy i nemetskoy literaturakh [From Baroque to Romanticism. The Articles on French and German Literature]. Compiled and Prepared for Publication by: A. G. Astvatsaturov, V. Zhirmunskaya- Astvatsaturova, E. G. Etkind; Introduction by E. G. Etkind. St. Petersburg: Saint-Petersburg State University, 2001. 464 p. (Philological Heritage).
4. Ivanov-Boretskiy M. M. Materialy i dokumenty po istorii muzyki. T.2: XVIII vek (Italiya, Frantsiya, Germaniya, Angliya) [Materials and Documents on the History of Music. Volume 2: 18th Century (Italy, France, Germany, England)]. Moscow: Muzgiz, 1934. 604 p.
5. Istoriya eticheskikh ucheniy [The History of Ethical Doctrines]. Under the General Editorship of A. A. Huseynov. Moscow: Gardariki, 2003. 897 p.
6. Konson G. R. Oratorii G. F. Gendelya (K 325-letiyu so dnya rozhdeniya) [The Oratorios of G. F. Handel (Towards his 325th Anniversary)]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2010, No. 2, pp. 91–95.
7. Kropotkin P. A. Etika: Izbr. trudy [Ethics. Selected Works]. Moscow: Politizdat, 1991. 496 p. (Library of Ethical Thought).
8. Laroshfuko F. de. Maksimy; Paskal’ B. Mysli; Labryuyer Zh. de. Kharaktery [La Rochefoucauld, François VI, duc de. Maxims; Pascal, Blaise. Thoughts; La Bruyère, Jean de. Characters]. Translated from the French and with an Introduction by V. Bakhmutskiy. Notes by V. Bakhmutskiy, N. Mavlevich, M. Razumovskaya, T. Khatisova. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1974. 544 p.
9. Lokk Dzh. Sochineniya: v 3 t. [John Locke. Writings in Three Volumes]. Editor and Compiler, Annotations by A. L. Subbotin. Volume 3. Moscow: Mysl’, 1988. 668 p.
10. Mikhaylov A.V. Yazyki kul’tury [The Languages of Culture]. Moscow: Yazyki russkoy kul’tury, 1997. 912 p. (Language. Semiotics. Culture).
11. Poltavskiy D. Gendel’: britanskiy kompozitor-kosmopolit [Handel: A British Cosmopolitan Composer]. BBC: Russkaya sluzhba [BBC: Russian Service]. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/entertainment/newsid_4143000/4143864.stm. (31.12.2016).
12. Rollan R. Opera v XVII veke v Italii, Frantsii, Germanii i Anglii. Gendel’ [Rolland, Romain. Opera in 17th Century Italy, France, Germany and England. Handel]. Muzykal’no-istoricheskoe nasledie: v 8 t. [Musical-Historical Heritage. In 8 Volumes]. Translated from the French by E. P. Grechanaya. Compilation, Editing, Introduction and Commentaries by V. N. Bryantseva]. Issue 2. Moscow: Muzyka, 1987, pp. 199–391.
13. Tsaryova E. M. Iogannes Brams: monografiya [Johannes Brahms: A Monographic World]. Moscow: Muzyka, 1986. 384 p. (The Classics of World Musical Culture).
14. Burrows D. Handel. The Master Musicians. Oxford: Oxford University Press, 1994, 1996, 2012. 491 р. (Series edited by Stanley Sadie).
15. Ciurtin E. Handel’s Messiah as History of Religions: Why Ev’ry Valley Shall Be Exalted. Arhivs. Études d’Histoire de Religons / Studies in the History of Religions. Ed. N. Girardot, B. Rennie. Bucharest. XV (2011). Fasc. 3, pp. 471–494.
16. Dean W. Handel’s Dramatic Oratorios and Masques. London: Oxford University Press, 1959. 694 p.
17. Gerlach K., Klingberg L., Riepe J., Spiegler S. Zur Rezeption Georg Friedrich Händels in den deutschen Diktaturen [: Quellen im Kontext]. [On the reception of Georg Friedrich Händel in the German dictatorships [: sources in context]. Beeskow, 2015. Teilbände 1. 502 S.; Teilbände 2. 818 S.
18. «Handel or Bach? The great baroque debate». Bachtrack, 22 November 2013 [The Debate Between C. Connor and M. Steinitz]. URL: https://bachtrack.com/nov-2013-baroque-bach-handel. (03.10.2016).
19. Harris E. Handel and his will. Handel’s Will. Facsimiles and commentary. London: The Gerald Coke Handel Foundation, 2009, pp. 9–20.
20. Hawkins J. A General History of the Science and Practice of Music. Vol. II. London: Novello; Ewer & Co, 1875; New York: J.L. Peters, 1875. 963 p.
21. Hunter D. Georg Frederick Handel and Jews: Fact, Fiction and the Tolerances of Scholarship. For the Love of Music: Festschrift in Honor of Theodore Front on His 90th Birthday. Lucca. Italy: Lim Antiqua, 2002. pp. 5–28.
22. Hunter D. The lives of George Frederick Handel. Woodbridge: Boydell and Brewer Press, 2015. 536 p.
23. Ivry B. Is Handel’s “Messiah’ an Anti-Semitic Screed? Forward. April 12, 2014. URL: http://forward.com/articles/196156/is-handel-s-messiah-an-anti-semitic-screed. (13.12.2016).
24. Ketterer R. Handel’s Scipione and the Neutralization of Politics. Newsletter of the American Handel Society. V. XVI. April 2001. № 1, pp. 1, 4–8.
25. Koch K.-P. Handel’s German relatives. Handel’s Will. Facsimiles and commentary. London: The Gerald Coke Handel Foundation, 2009, pp. 21–24.
26. Lang P. H. Georg Frideric Handel. Compiled and edited by William C. Holmes. New York: Norton; Dover Publications, Inc., 1966. 731 р.
27. Mainwaring J. Memoirs of the Life of the Late George Frederic Handel. [London]: Brave World, ed. I. Chrissochoidis, 2015. [London: Pall-Mall for R. and J. Dodsley, 1760.] 208 p.
28. [Marissen M.] Michael Marissen: Unsettling History of That Joyous ‘Hallelujah’. New York Times. April 24, 2007. URL: http://www.nytimes.com/2007/04/24/arts/24iht-web-0425handelB.5418126.html?pagewanted=all&_r=0. (23.01.2017).
29. Potter P.M. The Politicization of Handel and His Oratorios in the Weimar Republic, the Third Reich, and the Early Years of the German Democratic Republic. The Musical Quarterly. 2001. No. 85 (2), рр. 311–341.
30. [Smith R.] Ruth Smith on Handel’s ‘Messiah’. New York Times. April 25, 2007. URL: http://www.nytimes.com/2007/04/25/arts/music/23smith.html?pagewanted=all&_r=0. (23.01.2017).
31. Til M. van. George Frederic Handel. A Music Lover’s Guide to His Life, His Faith & the Development of Messiah & His Others Oratorios. Youngstown, NY: WordPower Publishing, 2007. 363 p.