Проблема сотрудничества Генделя с либреттистами ораторий

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Grigory R. Konson

Аннотация

Статья посвящена проблеме сотрудничества Генделя с либреттистами ораторий как одной из главных для понимания творческого процесса. Выявляя отношения композитора с литераторами, автор показывает, каким образом в напряжённой совместной работе в периоды зрелого и позднего творчества Генделя откристаллизовались принципиально важные черты: трагедийное заострение сюжета, передача чувств катастрофизма и в связи с этим углубление психологической сущности главных героев. Большинство из генделевских либреттистов осмысливали либретто сквозь призму проповеднического пафоса. Это особенно ярко проявилось в поздних ораториях, где возобладали скорбная и религиозная тенденции, составившие две стороны нравственно-психологической проблемы. Находясь на острие эстетики просветительского классицизма, композитор оказался не только активным участником создания либретто, но и концептуальным лидером, направлявшим совместный творческий процесс.

Ключевые слова: Г. Ф. Гендель, Ч. Дженненз, Т. Морелл, Н. Хамильтон, Т. Броутон, Дж. Миллер, либретто ораторий, либреттисты, трагедия/трагический.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Konson, G. R. (2018). Проблема сотрудничества Генделя с либреттистами ораторий. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 46–58. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.1.046-058
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Grigory R. Konson, Российский государственный социальный университет

Консон Григорий Рафаэльевич, доктор искусствоведения, заместитель декана лингвистического
факультета по научной работе, профессор кафедры лингвистики и перевода, профессор кафедры
социологии и философии культуры

Библиографические ссылки

1. Azbuka very: Pravoslavnaya biblioteka. Svyatitel' Ioann Zlatoust. Sobesedovanie o psalmakh [The Alphabet of Faith: the Orthodox Christian Library. St. John Chrysostom. A Colloquy on the Psalms]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/sobesed_o_ps/21 (12.06.2017).
2. Barna I. Esli by Gendel' vel dnevnik… [If Handel Had Kept a Diary]. Translation from the Hungarian by V. Togobitsky; translation editor N. Aretinskaya. Budapest: Korvina, 1972. 275 p.
3. Druskin M. S. Passiony i messy I. S. Bakha [The Passions and Masses of J. S. Bach]. Leningrad: Muzyka, 1976. 168 p.
4. Kirillina L. V. Glyuk i Gendel': puti peredachi traditsii v muzyke XVIII veka [Gluck and Handel: the Paths of Transmission of Tradition in 18th Century Music]. Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii [Academic Herald of the Moscow Conservatory]. 2016. Issue 4 (27), pp. 66–103.
5. Konson G. R. Tragicheskiy konflikt v oratoriyakh Gendelya: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Tragic Conflict in Handel’s Oratorios. Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Rostov-na-Donu, 2007. 261 p.
6. Barnouw J. Lost Chances: Obstacles to English Opera for Pursell and Handel. Music in the London Theatre from Purcell to Handel. Ed. C. Timms, B. Wood. Cambridge: Cambridge University Press, 2017, pp. 49–65.
7. Burrows D. Handel. The Master Musicians. Oxford: Oxford University Press, 1994, 1996, 2012. 491 р. (Series edited by Stanley Sadie).
8. Burrows D. A Letter to Irene Konson [Manuscript]. The 17th January of 2017, pp. 1–2. Preserved in the addressee’s personal archive.
9. Chang Y. Reading Handel: A Textual and Musical Language of “Acis and Galatea” (1708, 1718). Texas: University of North Texas, 2005. 184 р.
10. Dean W. B. Handel’s Dramatic Oratorios and Masques. London, 1959. 694 p.
11. Harris E. T. Handel as Orpheus: Voice and Desire in the Chamber Cantatas. Cambridge, Massachusetts and London: Harvard University Press, Cop. 2001. 432 р.
12. Hobbs К. “Immortal Harps”: Milton and Musical Morality in Handel’s Samson: Honors Thesis. Columbia: English University of Missouri, 2016. 80 р.
13. Konson G. R. The Conception of Georg Friedrich Handel’s Worldview in the Context of his Oratorios. Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 74–87. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.074-087.
14. Lang P. H. Music in Western Civilization. New York: Norton, 1940. xxii+1107 p.
15. Robarts L. M. M. A Bibliographical and Textual Study of the Wordbooks for James Miller’s Joseph and his Brethren and Thomas Broughton’s Hercules, Oratorio Librettos Set to Music by George Frideric Handel, 1743–44: Ph.D. Birmingham: University of Birmingham, 2008. 405 р.
16. Smith R. Handel Oratorios and Eighteenth-Century Thought. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. 498 р.
17. Smith R. New Perspectives on Charles Jennens. American Handel Society Conference. Princeton University. February 21–24. 2013. Abstracts (Part IV). Newsletter of The American Handel Society. Spring 2014. Vol. XXIX. Number 1, p. 3.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>