Болеслав Леопольдович Яворский (1877–1942)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Grigory R. Konson

Аннотация

Статья посвящена выдающемуся отечественному учёному, обладавшему энциклопедическими знаниями в сфере философских наук и различных видов искусства, крупнейшему общественному деятелю и музыкальному просветителю, педагогу-новатору, пианисту, профессору Московской консерватории Болеславу Яворскому. Автор статьи, исходя из архивных материалов, рассматривает одно из важнейших открытий Яворского выявление значения музыкальной интонации как строительного материала мелодии. Автор приходит к заключению, что учёный раскрыл понятия протоинтонации, интонации человеческой речи и важнейших типов интонации, а также обнаружил связь интонации с музыкально-художественным образом, соотнёс интонацию со стилем и культурно-историческим контекстом.  Таким образом феномен интонации был осмыслен Яворским как целостное явление.

Ключевые слова: Болеслав Яворский, советское музыкознание, интонация, музыкальная речь, образ, тритон

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Konson, G. R. (2012). Болеслав Леопольдович Яворский (1877–1942). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 10(1), 165–170. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/426
Раздел
Творческие портреты учёных

Библиографические ссылки

1. Акопян Л. яворский, Болеслав // Музыка ХХ века: энциклопедический словарь. – М.: Практика, 2010. – С. 710–711.
2. Арановский М. Интонация, знак и «новые методы» // Советская музыка. – 1988. – № 9. – С. 99–109.
3. асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. кн. 2: Интонация // асафьев Б. В. Избранные труды. Т. 5. – М.: аН СССР, 1957. – С. 163–276.
4. Баевский В. яворский и некоторые тенденции культуры его времени // Советская музыка. – 1978. – №5. – С. 83–89.
5. Берченко Р. Предисловие // яворский Б. Сюиты Баха для клавира; Носина В. о символике «Французских сюит» И. С. Баха. – М.: классика-ХХI, 2006. – С. 3–22. 6. Гаспаров Б. о некоторых принципах структурного анализа музыки // Проблемы музыкального мышления: сб. ст. / сост. и ред. М. Г. арановский. – М.: Музыка, 1974. – С. 129–152.
7. Кон Ю. Несколько теоретических параллелей // Советская музыка. –1978. – № 5. – С. 90–92.
8. Консон Г. Целостный анализ как универсальный метод научного познания художественных текстов (на материале музыкального искусства). – М.: композитор, 2010.
9. Мазель Л. Проблемы классической гармонии. – М.: Музыка, 1972.
10. орлова Е. Интонационная теория асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. – М.: Музыка, 1984.
11. Рабинович Б. яворский, Болеслав Леопольдович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. келдыш. – М., 1982. – Т. 6. – Стб. 609–610.
12. Рыжкин И. Становление советской музыкальной эстетики (Луначарский и асафьев) // Из истории советской эстетической мысли: сб. ст. / сост. В. Роговин; науч. ред. Л. Денисова. – М.: Искусство, 1967. – С. 285–362.
13. Рыжкин И. Теория ладового ритма (Б. яворский) // Мазель Л., Рыжкин И. очерки по истории теоретического музыкознания. Вып. 2. – М.; Л.: Музгиз, 1939. – С. 105–247.
14. Рыжкин И. Четыре рукописные тетради конспектов и замечаний по книге Е. орловой «Интонационная теория асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность» (М., 1984). – Рукопись. – архив И. я. Рыжкина. – 122 с.
15. Стасов В. Двадцать пять лет русского искусства // Собр. ст. В. Стасова о М. Мусоргском и его произведениях. – М.; Пг.: Муз. сектор, 1922. – С. 113–117.
16. Холопов Ю. очерки современной гармонии: исследование. – М.: Музыка, 1974.
17. Холопов Ю., кириллина Л., кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкальнотеоретические системы. – М.: композитор, 2006.
18. Цуккерман В. Из кладовой памяти // Советская музыка. – 1987. – № 10. – С. 104–111.
19. Цуккерман В. «Не забывать о музыке…» // Советская музыка. – 1983. – № 11. – С. 52–56.
20. Шаймухаметова Л. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы: автореф. дис. … канд. искусствоведения. – М., 1994.
21. Яворский Б. заметки о творческом мышлении русских композиторов от Глинки до Скрябина (1825–1915) // Б. Яворский. Избр. тр. Ч. 1. Т. 2 / общ. ред. Д. Шостаковича. – М.: Сов. композитор, 1987. – С. 41–235.
22. Яворский Б. Письмо И. И. Крыжановскому от 13 января 1910 г. // Б. Яворский. Избранное. Письма. Воспоминания. – М.: композитор, 2008. – С. 11.
23. яворский Б. Письмо С. В. Протопопову от 10 мая 1926 г. // Б. яворский. Избранное. Письма. Воспоминания. – М.: композитор, 2008. – С. 33–35.
24. яворский Б. Письмо С. И. Танееву от 17 апреля 1906 года // Б. яворский. Избранное. Письма. Воспоминания. – М.: композитор, 2008. – С. 5–9.
25. Асафьев Б. Письмо Б. Яворскому от 28 марта 1917 года. – архив ГЦММк им. М. И. Глинки. – Ф. 146. Eд. xp. 1594. – 10 с.
26. Яворский Б. Интонация. 1924: авторизованная машинопись. – архив ГЦММк им. М. И. Глинки. Ф. 146. Ед. хр. 4464. Л. 10.
27. Яворский Б. Интонация. – Интонирование. 1935: рук. – архив ГЦММк им. М. И. Глинки. Ф. 146. Ед. хр. 4466. Л. 1, 4, 9.
28. Яворский Б. Литературность эмоциональной эпохи // Материалы Б. яворского до 1921 года. – Библиотека Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. архив Б. яворского. – С. 6.
29. Яворский Б. об интонации. 1911–1913: рук. – архив ГЦММк им. М. И. Глинки. Ф. 146. Ед. хр. 4463. Л. 1, 2. 30. Яворский Б. образ в музыкальном искусстве: рук. – архив ГЦММк им. М. И. Глинки. Ф. 146. Ед. хр. 7158. – 62 с.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>