Синтаксическая организация тематизма бассо-остинатных жанров в ансамблевых сочинениях западноевропейского барокко
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье на примере анализа взаимодействия нижнего и
верхнего тематических пластов в ансамблевых сочинениях
барокко изучается смысловая организация полифонического
текста. Специфика их вертикального и горизонтального со-
подчинения показывается в контексте знаковых для эпохи
западноевропейского барокко жанров пассакалии, чаконы и
граунда, образующих единый род basso ostinato. Определя-
ется участие сложившихся в ансамблевой музыке барокко
универсальных диалогических моделей continuo – solo и tutti
– solo.
Организация тематических пластов рассматривается на
материале бассо-остинатных жанров ансамблевой музыки
композиторов Г. И.-Ф. Бибера, Д. Букстехуде, А. Вивальди,
Г. Пёрселла. Названные процессы изучаются в контексте трио-
сонат, пьес, а также инструментальных интермедий-балетов,
сцен, вступлений или заключений в операх и драматических
представлениях. Выявляются несовпадение синтаксических
цезур, асинхронность процессов интонационного развёртыва-
ния тематических пластов, ритмическая комплементарность,
имитационные переклички и перéчение голосов, нивелиро-
вание кадансов, сопоставления разных по плотности и тем-
бровому наполнению сегментов текста и многое другое. Через
исследование взаимодействия тематических пластов обозна-
чаются наиболее общие для инструментальной и специфи-
ческие для ансамблевой музыки художественные тенденции
развития и эволюции полифонического тематизма.
Ключевые слова: полифонический тематизм, ансамбле-
вая музыка, basso ostinato, западноевропейское барокко
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Alekseyeva I. Basso-ostinato i ego rol' v tekstovoy organizatsii instrumental'noy muzyki zapadnoevropeyskogo barokko: issledovanie [The Basso Ostinato and Its Role in the Textual Organization of Western European Baroque Instrumental Music: A Research Work]. Ufa State Academy of Arts. Ufa: Gilem Press, 2013. 304 p.
3. Byalyy I. Iz istorii fortepiannogo trio. Genezis i stanovlenie [From the History of the Piano Trio. Genesis and Formation]. Moscow: Muzyka Press, 1989. 94 p.
4. Gordeyeva E. Muzykal'naya leksikografiya smyslovykh struktur v klavirnykh urtekstakh I. S. Bakha: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Musical Lexicography of the Semantic Structures in J. S. Bach’s Clavier Urtext Scores: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ufa, 2010. 263 p.
5. Epishin A. Ispolnitel'skie metamorfozy trio-sonaty [Performing Metamorphosis of the Trio Sonata]. Starinnaya muzyka. Praktika. Aranzhirovka. Rekonstruktsiya: mat. nauch.- prakt. konf. MGK im. Chaykovskogo [Early Music: Practice Arrangements. Reconstructions: Texts of Presentations from a Musicological Conference, Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory]. Moscow, 1999, pp. 147–157.
6. Zeyfas N. Concerto grosso v tvorchestve Gendelya [The Concerto Grosso in the Music of Handel]. Moscow: Muzyka Press, 1980. 80 p.
7. Kirichenko P. Semanticheskie aspekty raboty ispolnitelya s muzykal'nym tekstom (na primere klavirnykh proizvedeniy XVII– XVIII vv.): dis. … kand. iskusstvovedeniya [Semantic Aspects of the Performer’s Work with the Musical Text (on the Example of Works for Clavier from the 17th and 18th Centuries): Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ufa, 2002. 250 p.
8. Kuznetsova N. Tvorcheskoe vzaimodeystvie ispolnitelya s muzykal'nym tekstom (na primere instruktivnykh sochineniy I. S. Bakha dlya klavira): dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Creative Interaction of the Performer with the Musical Text (on the Example of the Instructional Works of Johann Sebastian Bach for Clavier): Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ufa, 2005. 261 p.
9. Medushevskiy V. O muzykal'nykh universaliyakh [On the Musical Universals]. S.S. Skrebkov: Stat'i i vospominaniya [S. S. Skrebkov. Articles and Memoirs]. Moscow, 1979, pp. 176– 212.
10. Preisman E. Kamernyy orkestr kak yavlenie v muzykal'noy kul'ture XVII–XX vekov [The Chamber Orchestra as an Original Phenomenon in the Musical Culture of the 17th-20th Centuries]. Krasnoyarsk, 2002. 352 p.
11. Sitdikova F. Skripichnyy tekst v sol'nykh i ansamblevykh sochineniyakh zapadnoevropeyskogo barokko: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Violin Musical Text in Solo and Ensemble Works of Western European Baroque Composers: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ufa, 2012. 321 p.
12. Stogniy I. O konstruktivnoy funktsii smyslovykh oppozitsiy v muzykal'nom proizvedenii [On the Constructive Function of Semantic Oppositions in Musical Compositions]. Voprosy poetiki i semantiki muzykal'nogo proizvedeniya: sb. nauch. tr. [Issues of Poetics and Semantics of Music: Collection of Musicological Papers] Russian Gnesins’ Music Academy. Moscow, 1998. Issue 144, pp. 26–38.
13. Shaymukhametova L. Dialogi-etyudy v rabote ispolnitelya s muzykal'nym tekstom (na primere fortepiannykh proizvedeniy zapadnoevropeyskikh kompozitorov XVII–XVIII vv.) [Dialogues-Sketches in the Performer’s Work with the Musical Text (on the Example of the Piano Works of Western European Composers of the 17th and 18th Centuries)]. Laboratory for Musical Semantics, Ufa State Institute of Arts. Ufa, 2003. 25 p.