Отражение исполнительской практики барокко в фигурационном тематизме сольного скрипичного уртекста

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Irina V. Alexeyeva
Flyura B. Sitdikova

Аннотация

Специфика организации сольного скрипичного текста в эпоху барокко была детерминирована единой практикой инструментального музицирования. Участие скрипки в различных, но тесно взаимосвязанных между собой устных формах ансамблевого и сольного интонирования обусловило формирование целостного и вариативного инструментального уртекста. Свободный от редакторских привнесений и конспективно изложенный, он был открыт для преобразований и исполнительских интерпретаций. Наиболее ярко процессы зарождения собственно инструментальной специфики скрипичного тематизма происходят в сольных сочинениях, где запечатлены знаки-образы импровизирующего и прелюдирующего скрипача-виртуоза. Они рассматриваются в статье посредством семантического анализа распространённых и связанных со спецификой скрипичной игры типов изложения и клише. С одной стороны, это знаки-образы, сформированные в ансамблевой музыке – «аккордовая» техника (с учётом адаптации для игры на скрипке без сопровождения) и игра двойными нотами. С другой – орнаментальный мелодико-фигурационный тематизм, типичный для сольного имровизационного или прелюдийного «высказывания». Тесно взаимодействующие в сольном уртексте, они фиксируются на одной нотной строке. Формирующиеся в одноголосном тематизме за счёт его разделения на слои опоры и орнамента (гармонические и мелодические фигурации) знаки-образы сольного и ансамблевого музицирования существуют в условиях скрытого многоголосия. В нём обнаруживается присутствие нескольких смысловых пластов, вступающих в различные отношения, что свидетельствует о многомерности, нелинейности конструкции сольного скрипичного текста.

Ключевые слова: скрипичный текст, уртекст, музицирование, знаки-образы, фигурационный тематизм.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Alexeyeva, I. V., & Sitdikova, F. B. (2019). Отражение исполнительской практики барокко в фигурационном тематизме сольного скрипичного уртекста. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 53–61. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.3.053-061
Раздел
Поэтика и семантика музыкального текста
Биографии авторов

Irina V. Alexeyeva, Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Алексеева Ирина Васильевна, доктор искусствоведения, профессор, заведующая
кафедрой теории музыки

Flyura B. Sitdikova, Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Ситдикова Флюра Булатовна, кандидат искусствоведения, профессор,
заведующая кафедрой струнных инструментов

Библиографические ссылки

1. Alexeyeva I. V. The Study of Structural Organization of Monophonic and Polyphonic Musical Texts as an Issue of Musical Scholarship. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 2, pp. 110–117. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2017.2.110-117.
2. Alexeyeva I. V. Tematizm basso-ostinatnykh zhanrov v instrumental'noy muzyke zapadnoevropeyskogo barokko [The Thematicism of the Genres of Basso-Ostinato in the Instrumental Music of the Western European Baroque]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics of the Ufa State Academy of Arts named after Z. Ismagilov, 2005. 298 p.
3. Grigor'ev V. Yu. Metodika obucheniya igre na skripke [The Methodology of Instruction of Violin Playing]. Moscow: Klassika-XXI, 2006. 256 p.
4. Kazanskaya T. N. K voprosu nauchnoy klassifikatsii smychkovykh instrumentov [Concerning the Question of a Scholarly Classification of Stringed Instruments]. Skripka, al't: istoriya, muzykal'noe nasledie, pedagogika [Violin, Viola: History, Musical Heritage, Pedagogy]. Ed. by V. O. Rabey. Moscow 1990, pp. 9–27.
5. Kurt E. Osnovy linearnogo kontrapunkta [Kurth E. The Foundation of Linear Counterpoint]. Moscow: Muzgiz, 1931. 304 p.
6. Saponov M. A. Menestreli. Kniga o muzyke srednevekovoy Evropy [The Minstrels. A Book About the Music of Medieval Europe]. Moscow: Klassika-XXI, 2004. 400 p.
7. Taraeva G. R. Artikulyatsiya v instrumental'noy muzyke XVIII veka i ritmika teksta v vokal'nykh zhanrakh [Articulation in the Instrumental Music of the 18th Century and the Rhythm of the Text in Vocal Genres]. Starinnaya muzyka segodnya: mater. nauch.-prakt. konf. [Early Music Today: Materials of the Scholarly-Practical Conference]. Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory. Rostov-on-Don, 2004, pp. 101–119.
8. Tukhvatullina N. L., Kirichenko P. V. Struktura i funktsii ornamenta v muzykal'nom tekste fortepiannkh sonat I. Gaydna [The Structure and Functions of the Ornament in the Musical Text of the Piano Sonatas of Joseph Haydn]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics of the Ufa State Institute of Arts, 2002. 24 p.
9. Donington R. The Interpretation of Early Music. New York and London: St. Martin’s Press, 1992. 766 р.
10. Neumann F. Ornamentation in Baroque and Post-Baroque Music, with Special Emphasis on J. S. Bach. Princeton, 1978. 648 p.
11. Shaymukhametova Liudmila N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 61–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>