Изучение структурной организации одно- и многоголосного текста как проблема музыкальной науки

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Irina V. Alexeyeva

Аннотация

Статья содержит результаты исследования художественных возможностей фактурного компонента в орга-
низации одноголосного и многоголосного музыкального текста. Рассматривается становление представлений
музыкальной науки о наиболее общих проявлениях модели «одноголосие-многоголосие» в сольном и ансамблевом
текстах. В качестве историко-стилевого контекста выступает эпоха западноевропейского барокко – вре-
мя активного формирования как музыкального языка сольных и ансамблевых традиций инструментальной му-
зыки, так и её интертекста. В центре внимания автора находятся труды музыковедов, изучающих структурную
(Э. Курт, Л. Мазель, М. Папуш, К. Южак) и смысловую (М. Арановский, Л. Шаймухаметова) организацию му-
зыкального текста. Показан процесс научного постижения роли фактуры в текстообразовании и формировании
смысла. «Материализация» интонационно-лексических единиц текста через музыкально-звуковую материю, а
также приёмы их фактурной организации рассматриваются как способные потенциально выполнять смысло-
образующую роль. Исследуется система представлений учёных о соотношении единичного и множественно-
го, части и целого, которая легла в основу толкования одно- и многоголосия как структурно подобных видов
организации музыкальной материи и музыкального текста. Показан постепенный процесс вызревания теории
музыкального текста с соответствующей системой терминов в русле представлений о музыкальной фактуре.

Ключевые слова. Одно- и многоголосие, фактура, музыкальная материя, музыкальный текст, структурная
и смысловая организация.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Alexeyeva, I. V. (2017). Изучение структурной организации одно- и многоголосного текста как проблема музыкальной науки. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 110–117. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.2.110-117
Раздел
Поэтика и семантика музыкального текста
Биография автора

Irina V. Alexeyeva, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова

Алексеева Ирина Васильевна, доктор искусствоведения, профессор, научный сотрудник Лаборатории музыкальной семантики, заведующая кафедрой теории музыки

Библиографические ссылки

1. Alexeyeva I. V. Basso-ostinato i ego rol’ v tekstovoy organizatsii instrumental’noy muzyki zapadnoevropeyskogo barokko: issledovanie [The Basso-Ostinato and Its Role in the Textual Organization of Western European Baroque Instrumental Music: a Research Work]. Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov: Laboratory of Musical Semantics. Ufa: Gilem, 2013. 292 p.
2. Aranovsky M. G. Muzykal’nyy tekst. Struktura i svoystva [The Musical Text. Structure and Properties]. Moscow: Kompozitor, 1998. 344 p.
3. Aranovsky M. G. Sintaksicheskaya struktura melodii: issledovanie [The Syntactic Structure of the Melody: A Study]. Moscow: Muzyka, 1991. 320 p.
4. Gordeyeva E. V. Muzykal’naya leksikografiya smyslovykh struktur v klavirnykh urtekstakh I. S. Bakha: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Musical Lexicography of the Semantic Structures in the Urtext Edition of Clavier Works by J. S. Bach: A Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ufa: Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov: Laboratory of Musical Semantics, 2010. 263 p.
5. Kazantseva L. P. Ponyatiye intonatsii v polifonicheskoy muzyke [The Concept of Intonation in Contrapuntal Music]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2016. No. 4 (25), pp. 6–12.
6. Kirichenko P. V. Semanticheskiye aspekty raboty ispolnitelya s muzykal’nym tekstom (na primere klavirnykh proizvedeniy XVII–XVIII vv.) dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Semantic Aspects of the Work of the Performer with the Musical Text (on the Example of 17th and 18th Century Clavier Works: A Dissertation for the Degree of Candidate of Arts)]. Ufa, 2002. 250 p.
7. Kuznetsova N. M. Tvorcheskoe vzaimodeystvie ispolnitelya s muzykal’nym tekstom (na primere instruktivnykh sochineniy I. S. Bakha dlya klavira) [The Creative Interaction of the Performer with the Musical Text (on the Example of J. S. Bach’s Instructive Compositions for Keyboard): A Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ufa: Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov: Laboratory of Musical Semantics, 2005. 261 p.
8. Kurth E. Osnovy linearnogo kontrapunkta [Fundamentals of Linear Counterpoint]. Translation from the German by Z. Evald. Edited by B. V. Asafiev. Moscow: Muzgiz, 1931. 304 p.
9. Mazel’ L. A. O melodii [Concerning Melody]. Moscow: Muzgiz, 1952. 300 p.
10. Papush M. P. K analizu ponyatiya melodii [Towards Analysis of the Concept of Melody]. Muzykal’noe iskusstvo i nauka: sb. st. [The Art of Music and Scholarship: a Compilation of Articles]. Edited and compiled by E. V. Nazaykinsky. Issue 2. Moscow, 1973 pp. 135–175.
11. Repina K. N. Partiturnye priznaki teksta klavirnykh sonat D. Skarlatti [The Orchestral Score Attributes of the Text of Keyboard Sonatas by Domenico Scarlatti]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2010. No. 2, pp. 194–203.
12. Sitdikova F. B. Skripichnyy tekst v sol’nykh i ansamblevykh sochineniyakh zapadnoevropeyskogo barokko: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Violin Musical Text in Solo and Ensemble Works of the West European Baroque: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ufa, 2012. 321 p.
13. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal’noy temy [The Migrating Intonational Formula and the Semantic Context of the Musical Theme]. Moscow: State Institute for Art Studies, 1999. 317 p.
14. Shaymukhametova L. N. Smyslovye struktury muzykal’nogo teksta kak problema prakticheskoy semantiki [The Semantic Structures of a Musical Text as a Practical Issue of Semantics]. Muzykal’noe soderzhanie: nauka i pedagogika: mater. I ros. nauch.-prakt. konf. 4–5 dekabrya 2000 g. [Musical Content: Scholarship and Pedagogy: Materials of the First Russian Scholarly and Practical Conference on December 4-5, 2000]. Editor and Compiler V. N. Kholopova; Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory. Moscow; Ufa, 2002, pp. 84–101.
15. Yuzhak K. I. O prirode i spetsifike polifonicheskogo myshleniya [On the Nature and Specificity of Polyphonic Thinking]. Polifoniya [Polyphony]. Moscow: Muzyka, 1975, pp. 6–62.
16. Poliphonia. Poliphonia. Vol. 1. Wheatland Press. New York. 2002. Р. 92.
17. Thakar Markand. Counterpoint: Fandamentals of Music Making. Yale University, 1990. 312 р.
18. Yearsley David. Bach and the Meanings of Counterpoint. United Kingdom of NY. University Press Cambridge, 2002. 251 р.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>