Изучение структурной организации одно- и многоголосного текста как проблема музыкальной науки
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья содержит результаты исследования художественных возможностей фактурного компонента в орга-
низации одноголосного и многоголосного музыкального текста. Рассматривается становление представлений
музыкальной науки о наиболее общих проявлениях модели «одноголосие-многоголосие» в сольном и ансамблевом
текстах. В качестве историко-стилевого контекста выступает эпоха западноевропейского барокко – вре-
мя активного формирования как музыкального языка сольных и ансамблевых традиций инструментальной му-
зыки, так и её интертекста. В центре внимания автора находятся труды музыковедов, изучающих структурную
(Э. Курт, Л. Мазель, М. Папуш, К. Южак) и смысловую (М. Арановский, Л. Шаймухаметова) организацию му-
зыкального текста. Показан процесс научного постижения роли фактуры в текстообразовании и формировании
смысла. «Материализация» интонационно-лексических единиц текста через музыкально-звуковую материю, а
также приёмы их фактурной организации рассматриваются как способные потенциально выполнять смысло-
образующую роль. Исследуется система представлений учёных о соотношении единичного и множественно-
го, части и целого, которая легла в основу толкования одно- и многоголосия как структурно подобных видов
организации музыкальной материи и музыкального текста. Показан постепенный процесс вызревания теории
музыкального текста с соответствующей системой терминов в русле представлений о музыкальной фактуре.
Ключевые слова. Одно- и многоголосие, фактура, музыкальная материя, музыкальный текст, структурная
и смысловая организация.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Aranovsky M. G. Muzykal’nyy tekst. Struktura i svoystva [The Musical Text. Structure and Properties]. Moscow: Kompozitor, 1998. 344 p.
3. Aranovsky M. G. Sintaksicheskaya struktura melodii: issledovanie [The Syntactic Structure of the Melody: A Study]. Moscow: Muzyka, 1991. 320 p.
4. Gordeyeva E. V. Muzykal’naya leksikografiya smyslovykh struktur v klavirnykh urtekstakh I. S. Bakha: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Musical Lexicography of the Semantic Structures in the Urtext Edition of Clavier Works by J. S. Bach: A Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ufa: Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov: Laboratory of Musical Semantics, 2010. 263 p.
5. Kazantseva L. P. Ponyatiye intonatsii v polifonicheskoy muzyke [The Concept of Intonation in Contrapuntal Music]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2016. No. 4 (25), pp. 6–12.
6. Kirichenko P. V. Semanticheskiye aspekty raboty ispolnitelya s muzykal’nym tekstom (na primere klavirnykh proizvedeniy XVII–XVIII vv.) dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Semantic Aspects of the Work of the Performer with the Musical Text (on the Example of 17th and 18th Century Clavier Works: A Dissertation for the Degree of Candidate of Arts)]. Ufa, 2002. 250 p.
7. Kuznetsova N. M. Tvorcheskoe vzaimodeystvie ispolnitelya s muzykal’nym tekstom (na primere instruktivnykh sochineniy I. S. Bakha dlya klavira) [The Creative Interaction of the Performer with the Musical Text (on the Example of J. S. Bach’s Instructive Compositions for Keyboard): A Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ufa: Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov: Laboratory of Musical Semantics, 2005. 261 p.
8. Kurth E. Osnovy linearnogo kontrapunkta [Fundamentals of Linear Counterpoint]. Translation from the German by Z. Evald. Edited by B. V. Asafiev. Moscow: Muzgiz, 1931. 304 p.
9. Mazel’ L. A. O melodii [Concerning Melody]. Moscow: Muzgiz, 1952. 300 p.
10. Papush M. P. K analizu ponyatiya melodii [Towards Analysis of the Concept of Melody]. Muzykal’noe iskusstvo i nauka: sb. st. [The Art of Music and Scholarship: a Compilation of Articles]. Edited and compiled by E. V. Nazaykinsky. Issue 2. Moscow, 1973 pp. 135–175.
11. Repina K. N. Partiturnye priznaki teksta klavirnykh sonat D. Skarlatti [The Orchestral Score Attributes of the Text of Keyboard Sonatas by Domenico Scarlatti]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2010. No. 2, pp. 194–203.
12. Sitdikova F. B. Skripichnyy tekst v sol’nykh i ansamblevykh sochineniyakh zapadnoevropeyskogo barokko: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Violin Musical Text in Solo and Ensemble Works of the West European Baroque: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ufa, 2012. 321 p.
13. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal’noy temy [The Migrating Intonational Formula and the Semantic Context of the Musical Theme]. Moscow: State Institute for Art Studies, 1999. 317 p.
14. Shaymukhametova L. N. Smyslovye struktury muzykal’nogo teksta kak problema prakticheskoy semantiki [The Semantic Structures of a Musical Text as a Practical Issue of Semantics]. Muzykal’noe soderzhanie: nauka i pedagogika: mater. I ros. nauch.-prakt. konf. 4–5 dekabrya 2000 g. [Musical Content: Scholarship and Pedagogy: Materials of the First Russian Scholarly and Practical Conference on December 4-5, 2000]. Editor and Compiler V. N. Kholopova; Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory. Moscow; Ufa, 2002, pp. 84–101.
15. Yuzhak K. I. O prirode i spetsifike polifonicheskogo myshleniya [On the Nature and Specificity of Polyphonic Thinking]. Polifoniya [Polyphony]. Moscow: Muzyka, 1975, pp. 6–62.
16. Poliphonia. Poliphonia. Vol. 1. Wheatland Press. New York. 2002. Р. 92.
17. Thakar Markand. Counterpoint: Fandamentals of Music Making. Yale University, 1990. 312 р.
18. Yearsley David. Bach and the Meanings of Counterpoint. United Kingdom of NY. University Press Cambridge, 2002. 251 р.