К проблеме исследования музыкального текста барокко (на примере бассо-остинатных жанров инструментальной музыки)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья ставит проблему методологии анализа смысловой организации музыкального текста барокко. Сделан обзор существующих подходов к его исследованию на примере бассо-остинатных жанров. Автор демонстрирует возможности семантического анализа в изучении содержательных структур текста западноевропейского барокко. Его технология последовательно раскрывается в процессе изучения и описания семантических процессов верхнего и нижнего тематических пластов, а также системы их соподчинения в едином художественном тексте.
Ключевые слова: методология семантического анализа, музыкальный текст барокко, типологическая модель basso ostinato
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Alekseeva I. Tematizm basso-ostinatnykh zhanrov instrumental'noy muzyki zapadnoevropeyskogo barokko. — Ufa: Laboratoriya muzykal'noy semantiki, 2005.
3. Aranovskiy M. Muzykal'nyy tekst. Struktura i svoystva. — M.: Sov. kompozitor, 1998.
4. Aranovskiy M. Sintaksicheskaya struktura melodii. — M.: Muzyka, 1991.
5. Asaf'ev B. Muzykal'naya forma kak protsess. — L.: Muzyka, 1971.
6. Val'kova V. Muzykal'nyy tematizm — myshlenie — kul'tura: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniya. — Novgorod, 1993.
7. Kirichenko P. Intonatsionnaya leksika i artikulyatsiya plasticheskikh i ritoricheskikh figur v klavirnykh sochineniyakh barokko / UGII: Laboratoriya muzykal'noy semantiki. — Ufa, 2002.
8. Kurt E. Osnovy linearnogo kontrapunkta. — M., 1931.
9. Lobanova M. Zapadnoevropeyskoe barokko: problemy estetiki i po etiki. — M.: Muzyka, 1994.
10. Lotman Yu. Izbrannye stat'i. — Tallin: Aleksandra, 1992. — T. 1: Stat'i po semiotike i tipologii kul'tury.
11. Maksimova A. Baletto Fabritsio Karozo i ego traktat «Blagorodstvo dam» (Nobilta di Dame) // Starinnaya muzyka. Praktika. Aranzhirovka. Rekonstruktsiya: mater. nauch.-prakt. konf. MGK im. Chaykovskogo. — M., 1999. — S. 58–69.
12. Okrainets I. Dominiko Skarlatti. Cherez instrumentalizm k stilyu. — M.: Muzyka, 1994.
13. Tukhvatullina N. L., Kirichenko P. V. Struktura i funktsii ornamenta v muzykal'nom tekste fortepiannykh sonat Y. Gaydna / UGII: Laboratoriya muzykal'noy semantiki. — Ufa, 2002.
14. Shaymukhametova L. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal'noy temy / Gos. institut iskusstvoznaniya. — M., 1999.
15. Shaymukhametova L. Semanticheskiy analiz muzykal'noy temy / RAM im. Gnesinykh. — M., 1998.
16. Shaymukhametova L. Nekotorye sposoby organizatsii napryazheniya v muzykal'nom tekste (na primere sochineniy I.-S. Bakha) // Zvuk, intonatsiya, protsess: sb. nauch. tr. / RAM im. Gnesinykh. — M., 1998. — Vyp. 148. — S. 36–46.
17. Shaymukhametova L. N., Selivanets N. G. Semanticheskie protsessy v tematizme sonat D. Skarlatti. — Ufa, 1998.
18. Yavorskiy B. Izbrannye trudy. T. 2, ch.1. — M.: Sov. kompozitor, 1987.
19. Rimann H. Basso ostinato und Basso quasi-ostinato // Lilien coron-Festschrift. — Lpz, 1910.
20. Riemann H. Der «Basso ostinato» und die Anfänge der Kantate // Sammel bande der internationalen Musikgesellschaft. — 1912. — Ig. XIII. — H. 4.