Смысловая организация фигурационно-мелодического тематизма бассо-остинатных жанров
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена проблеме смысловой организации музыкального текста барокко. Объектом анализа является фигурационно-мелодический тематизм бассо-остинатных жанров. Он рассматривается как автономный текстовой пласт. Наблюдения за его лексикой и процессами интонационного развёртывания проводятся на примере органной музыки барокко.
Ключевые слова: теория музыки, музыка барокко, интонационная лексика барокко, бассо-остинато
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Alekseeva I. Tematizm basso-ostinatnykh zhanrov instrumental'noy muzyki zapadnoevropeyskogo barokkoyu — Ufa: Laboratoriya muzykal'noy semantiki, 2005.
3. Aranovskiy M. Muzykal'nyy tekst. Struktura i svoystva. — M.: Sov. kompozitor, 1998.
4. Aranovskiy M. Sintaksicheskaya struktura melodii. — M.: Muzyka, 1991.
5. Arkad'ev M. Khronoartikulyatsionnye struktury v klavirnom tvorchestve I.-S. Bakha // Muz. akademiya. — 2000. — № 2. — S. 2—13.
6. Asaf'ev B. Muzykal'naya forma kak protsess. — L.: Muzyka, 1971.
7. Braudo I. Ob organnoy i klavirnoy muzyke. — L.: Muzyka, 1976.
8. Val'kova V. Muzykal'nyy tematizm — myshlenie — kul'tura: avtoref. dis. … dok. iskusstvovedeniya. — Novgorod, 1993.
9. Didenko N. Formirovanie instrumental'noy faktury i tekhniki diminutsiy v organnoy muzyke XVI—XVII stoletiy // Problemy teorii zapadnoevropeyskoy muzyki (XII—XVII vekov): sb. nauch. tr. / GMPI im. Gnesinykh. — M., 1998. — Vyp. 151. — S. 132—149.
10. Didenko N. Formirovanie instrumental'noy faktury v organnoy muzyke Germanii XV—XVIII vekov: dis. … kand. iskusstvovedeniya. — M., 1994.
11. Zenaishvili T. Organnoe tvorchestvo Ioganna Pakhel'belya (voprosy stilya i ispolnitel'skoy interpretatsii): avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya. — M., 1997.
12. Zubareva N. Faktura kak forma realizatsii prostranstvennykh predstavleniy (problemy genezisa i istoricheskoy evolyutsii muzykal'nykh khronotopov): dis. … kand. iskusstvovedeniya. — L., 1990.
13. Kal'man L. K probleme stereotipov v polifonicheskoy muzyke // Teoreticheskie problemy polifonii: sb. nauch. tr. / GMPI im. Gnesinykh. — M., 1980. — S. 40—57.
14. Kirichenko P. Intonatsionnaya leksika i artikulyatsiya plasticheskikh i ritoricheskikh figur v klavirnykh sochineniyakh barokko / UGII, Laboratoriya muzykal'noy semantiki. — Ufa, 2002.
15. Kurt E. Osnovy linearnogo kontrapunkta. — M., 1931.
16. Lobanova M. Zapadnoevropeyskoe barokko: problemy estetiki i poetiki. — M.: Muzyka, 1994.
17. Lotman Yu. Izbrannye stat'i. T. 1. Stat'i po semiotike i tipologii kul'tury. — Tallin: Aleksandra, 1992.
18. Lyubovskiy N. Khoral i khoral'nost' v zapadnoevropeyskoy instrumental'noy muzyke XIX veka: dis. … kand. iskusstvovedeniya. — M., 1989.
19. Medushevskiy V. K analizu khudozhestvennogo mira i vyrazitel'nykh sredstvakh v instrumental'noy muzyke I.-S. Bakha // Polifonicheskaya muzyka: voprosy analiza: sb. nauch. tr. / GMPI im. Gnesinykh. — M., 1984. — Vyp. 75. — S. 83—107.
20. Okrainets I. Dominiko Skarlatti. Cherez instrumentalizm k stilyu. — M.: Muzyka, 1994.
21. Tukhvatullina N. L., Kirichenko P. V. Struktura i funktsii ornamenta v muzykal'nom tekste fortepiannykh sonat Y. Gaydna / UGII, Laboratoriya muzykal'noy semantiki. — Ufa, 2002.
22. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal'noy temy / Gos. institut iskusstvoznaniya. — M., 1999.
23. Shaymukhametova L. N. Semanticheskiy analiz muzykal'noy temy / RAM im. Gnesinykh. — M., 1998.
24. Shaymukhametova L. N. Nekotorye sposoby organizatsii napryazheniya v muzykal'nom tekste (na primere sochineniy I.-S. Bakha) // Zvuk, intonatsiya, protsess: sb. nauch. tr. / RAM im. Gnesinykh. — M., 1998. — Vyp. 148. — S. 36—46.
25. Shaymukhametova L. N., Selivanets N. G. Semanticheskie protsessy v tematizme sonat D. Skarlatti. — Ufa, 1998.
26. Shirokova V. O pretvorenii zakonomernostey vokal'nogo i rechevogo intonirovaniya v instrumental'nom tematizme (na materiale muzyki Bakha): dis. … kand. iskusstvovedeniya. — L., 1980.
27. Eskina N. Epokhi istorii muzyki. — Samara, 1994.
28. Yavorskiy B. Izbrannye trudy. T. 2. Ch 1. — M.: Sov. kompozitor, 1987.
29. Appel E. Ostinato und Kompositiontechnik beiden englischen Virginalisten der elisabethanischen Zeit // Af Mw. — 1962/63. — Jahrg. — 19/20. — H. I.
30. Gress R. Die Entwicklung der Klaviervariation von A. Gabrieli bis I. S. Bach. — Stutt., 1929.
31. Nelson U. The technique of variation… from a de Cabesson to M. Reger / University of California pablication in music. Vol. 3. — Los Ang., 1962.