Музыкальный текст инструментальной музыки западноевропейского барокко в аналитическом осмыслении студентом-исполнителем вуза

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Ирина В. Алексеева

Аннотация

Сколько бы мы ни приближались к уртексту западноевропейского барокко, отображающему современную ему картину мира и хранящему многообразие значений, его смыл никогда не будет исчерпан. Рождённый длящейся более века «переломной» эпохой как своеобразный документ времени, уртекст, несомненно, является сложной задачей для исследователя-музыковеда. Однако ещё более сложную проблему представляет адаптация научных представлений об уртексте для обучающихся в вузе специалистов-исполнителей. Открытый для новых методологических подходов, такой текст нуждается в оценке его дидактического потенциала, а также в поиске специальных приёмов и способов творческого взаимодействия с ним исполнителя. Педагогические подходы должны быть ориентированы на некую идеальную модель профессионала-исполнителя – солиста, участника ансамбля (оркестра) и педагога. Без осознания музыкантом специфики содержания музыкального текста не может быть выработано личного отношения к авторскому замыслу, обеспечивающее правильность, яркость и своеобразие трактовки исполняемого произведения. В статье обозначены некоторые апробированные автором методологические подходы к аналитическому постижению студентами-исполнителями старинного уртекста инструментальных сочинений западноевропейского барокко. В их основе лежит адаптация научно-исследовательских и педагогических разработок Лаборатории музыкальной семантики.


Ключевые слова: уртекст, инструментальная музыка, западноевропейское барокко, интонационная лексика, смысловая организация музыки, Лаборатория музыкальной семантики.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Алексеева, И. В. (2020). Музыкальный текст инструментальной музыки западноевропейского барокко в аналитическом осмыслении студентом-исполнителем вуза. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 38(1), 177–193. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1161
Раздел
Музыкальное образование
Биография автора

Ирина В. Алексеева, Лаборатория музыкальной семантики, Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова, г. Уфа, Россия

Доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории музыки

Irina V. Alexeyeva, Dr.Sci. (Arts), Professor, Head at the Music Theory Department, Laboratory of Musical Semantics, Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov