О жанровой специфике инструктивных и концертных вокализов

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Irina V. Alexeyeva

Аннотация

Уникальной областью вокального исполнительства являются образцы «бессловесного» вокализа
– музыкального жанра, сформировавшегося в странах западной Европы и России к середине XVIII
века. Находящийся за периметром музыковедческой мысли, он всё ещё таит немало загадок. Среди них
структурная и смысловая организация двух его разновидностей: инструктивного и концертного вокализов.
Относящиеся к единому роду, они индивидуальны по способу бытования и специфике исполнения,
а следовательно, по задачам, которые стоят перед вокалистом. Их выразительный потенциал формируется
в процессе взаимодействия музыкальных и внемузыкальных компонентов, которые требуют пристального
внимания. Отдельную проблему представляет изучение генезиса, исторической эволюции жанра
в направлении от прикладных (инструктивный вокализ) к художественным образцам (концертный вокализ).
Специфика вокальной мелодии вокализов проявляется сквозь призму взаимодействия акустических,
технических и выразительных характеристик исполняющего её вокального голоса и вокальной «орфоэпии».
Типологической особенностью вокализов, принадлежащих отечественной и западноевропейской вокальным
школам, является фигурационно-мелодический тематизм. В статье он рассматривается в тесной связи
с разнообразными формами вокальной и инструментальной практики музицирования.

Ключевые слова: музыкальные жанры, инструктивный и концертный вокализы, вокальный голос, тематизм,
музыкальная композиция.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Alexeyeva, I. V. (2018). О жанровой специфике инструктивных и концертных вокализов. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 74–81. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.2.074-081
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Irina V. Alexeyeva, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова

Алексеева Ирина Васильевна, доктор искусствоведения, профессор, научный сотрудник
Лаборатории музыкальной семантики, заведующая кафедрой теории музыки

Библиографические ссылки

1. Alekseyeva I. V., Guseva A. N. Zhanr vokaliza: istoriya, teoriya i praktika [Vocalization Genre: History, Theory and Practice]. Ufa: Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov, Magnitogorsk State M. I. Glinka Conservatory, 2016. 280 p.
2. Alekseyeva I. V. The Study of Structural Organization of Monophonic and Polyphonic Musical Texts as an Issue of Musical Scholarship. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 2 (27), pp. 110–117. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.2.110-117.
3. Alekseeva I. V. The Functions of Instrumental Idioms in the Forming of Keyboard Music at the Time of Baroque. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2012. No. 1 (10), pp. 92–98.
4. Astrova L. I. Vokal'naya rech kak sintez slova i muzyki [Vocal Speech as a Synthesis of Word and Music]. Slovo i muzyka: sb. st. [Word and Music: A Collection of Articles] Comp. by E. I. Chigareva. Issue 2. Moscow, 2008, pp. 109–129.
5. Nazaykinskiy E. V. Rol' tembra v formirovanii temy i tematicheskogo razvitiya v usloviyakh imitatsionnoy polifonii. Istoriya v muzyke: izbr. issledovaniya [The Role of Timbre in the Formation of Themes and Thematic Development in the Context of Imitative Polyphony. History in Music: Selected Studies]. Moscow: Moskovskaya konservatoriya. 2009. 392 p.
6. Simonova E. R. Iskusstvo arii v ital'yanskom opernom barokko (ot renessansnoy kantsonetty k arii da capo): issledovaniye [The Art of Aria in the Italian Baroque Opera (from the Renaissance to the Aria da capo)]. Ufa: Ufa State Academy of Arts named after Zagir Ismagilov, 2005. 164 p.
7. Smirnov M. A. Russkaya fortepiannaya muzyka [Russian Piano Music]. Moscow: Muzyka, 1983. 335 p.
8. Starcheus M. S. Novaya zhizn' zhanrovoy traditsii [A New Life of the Genre Tradition]. Muzykal'nyy sovremennik [Musical Contemporary]. Issue 6. Moscow, 1987, pp. 45–68.
9. Kholopova V. N. Muzyka kak vid iskusstva: ucheb. posobiye [Music as an Art Form: Tutorial]. Ed. by S. I. Ikonnikova. St. Petersburg: Lan, 2000. 320 p.
10. Shaymukhametova L. N. Semantika muzykal'nogo dialoga v klavirnykh proizvedeniyakh zapadnoevropeyskikh kompozitorov XVII–XVIII vv. [Semantics of Musical Dialogue in Clavier Works of West-European Composers of the XVII–XVIII Centuries]. Semantika starinnogo urteksta: sb. nauch. tr. [Semantics of the Ancient Uretext: Collection of Scientific Papers]. Laboratory of Musical Semantics of the Ufa State Institute of the Arts. Ufa, 2002, pp. 16–37.
11. Alliott Martha. Singing in Style. A Guide to Vocal Performance Practices. Yale University Press. Copyright, 2007. 361 p.
12. Patalini Alessandro. The School of the Breath. Anthology with Commentary, of the Testimony on the Breath of the Belcanto. Published by Zecchini. January, 2015. 289 p.
13. Stark James. Bel Canto: A History of Vocal Pedagogy. University of Toronto Press; Toronto Buffalo London: Reprinted, 2003. 327 p.
14. Shaymukhametova Liudmila N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 61–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>