К вопросу о формировании сольного скрипичного текста в эпоху барокко
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Проблема изучения процессов формирования скрипичного текста западноевропейского барокко является одной из актуальных в современном отечественном музыкознании. Её сложность и многоаспектность заключается в неразрывном единстве текста с разнообразными формами вокального и инструментального музицирования, в том числе не только скрипичной музыки. Представляющий значительный пласт исполнительской практики барокко скрипичный текст сольных сочинений по-прежнему является загадкой и точкой притяжения современных музыкантов, стремящихся найти «ключ» к его аутентичной интерпретации. Вместе с тем в музыкознании явное предпочтение отдаётся постижению закономерностей барочной инструментально-исполнительской практики и отображению её специфики в клавирных и органных произведениях, тематизм которых многоголосен. Скрипичный текст сольных сочинений остаётся на периферии исследовательских интересов, поскольку нотографически зафиксированный на одной строке, он традиционно рассматривается как одноголосный, связанный с мелодическим началом. Пристального внимания требует барочная практика ансамблево-оркестрового музицирования, в «лоне» которой зарождались принципы скрипичного солирования. При рассмотрении наиболее общих закономерностей формирования сольного скрипичного текста сквозь призму специфики инструментального музицирования барокко ключевым становится подход, сложившийся в разработках научной проблемы «Музыкальный текст и исполнитель» в Лаборатории музыкальной семантики (науч. рук. Л. Н. Шаймухаметова). Он дал возможность системного изучения старинного музыкального текста как вариативного и полиструктурного феномена, который содержит признаки иных инструментальных текстов.
Ключевые слова: практика музицирования, барокко, скрипка, сольный текст.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Alexeyeva I. V. The Functions of Instrumental Idioms in the Forming of Keyboard Music at the Time of Baroque. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2012. No. 1, pp. 93–97. (In Russ.)
3. Asaf'ev B. V. Muzykal'naya forma kak protsess [Musical Form as a Process]. Leningrad: Muzyka, 1971. 376 p.
4. Borodin B. B. Tri tendentsii v instrumental'nom ispolnitel'skom iskusstve [Three Tendencies in the Art of Instrumental Performance]. Yekaterinburg: Bank kul'turnoy informatsii [Bank of Cultural Information], 2004. 222 p.
5. Ginzburg L. S., Grigor'ev V. Yu. Istoriya skripichnogo iskusstva [A History of the Art of the Violin]. Issue 1. Moscow: Muzyka, 1990. 285 p.
6. Gordeeva E. V. Musical Lexicography of Scenes and Images of Musicianship in the French Suittes by J. S. Bach. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2008. No. 1, pp. 198–203. (In Russ.)
7. Druskin M. S. Iogann Sebast'yan Bakh [Johann Sebastian Bach]. Moscow: Muzyka, 1982. 383 p.
8. Morein K. N. Acoustic Images of Musical Instruments in Keyboard Sonatas of D. Scarlatti. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2011. No. 2, pp. 165–170. (In Russ.)
9. Petrash A. L. Zhanry pozdnerenessansnoy instrumental'noy muzyki i stanovlenie sonaty i syuity [The Genres of Late Renaissance Instrumental Music and the Formation of a Sonata and Suite]. Voprosy teorii i estetiki muzyki [Questions of the Theory and Aesthetics of Music]. Issue 14. Leningrad, 1975, pp. 177–201.
10. Raaben L. N. Skripichnye kontserty barokko i klassitsizma: monografiya [Violin Concerts of Baroque and Classicism: Monograph]. St. Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia, 2000. 126 p.
11. Sakharova G. P. Formirovanie sonaty v ital'yanskoy skripichnoy shkole v pervoy polovine XVII veka [The Formation of the Sonata in the Italian Violin School in the First Half of the 17th Century]. Istoriko-teoreticheskie voprosy zapadnoevropeyskoy muzyki (ot Vozrozhdeniya do romantizma): sb. tr. [Historical and Theoretical Issues of Western European Music (from the Renaissance to Romanticism): A Collection of Works]. Gnesins’ State Music and Pedagogical Institute. Issue 10. Moscow, 1978, pp. 165–185.
12. Simonova E. R. Iskusstvo arii v ital'yanskom opernom barokko (ot renessansnoy kantsonetty k arii da capo): issledovanie [The Art of Aria in Italian Baroque Opera (from the Renaissance Canzonetta to the Aria da Capo): Research]. Ufa: Editorial and Publishing Center of the Ufa State Academy of Arts named after Z. Ismagilov, 2005. 164 p.
13. Sitdikova F. B., Alexeyeva I. V. Skripichnyy tekst v sol'nykh i ansamblevykh sochineniyakh zapadnoevropeyskogo barokko [The Violin Musical Text in Solo and Ensemble Compositions of the Western European Baroque Style]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics of the Ufa State Academy of Arts named after Z. Ismagilov, 2015. 203 p.
14. Fel'dgun G. G. Istoriya zapadnoevropeyskogo smychkovogo kvarteta (ot istokov do nachala XX veka) [The History of the Western European String Quartet (from its Origins to the Beginning of the 20th Century)]. Novosibirsk: Novosibirsk State M. I. Glinka Conservatory, 2000. 254 p.
15. Shaymukhametova L. N. Contrapuntal Compositions in the Form of Historical Dances in the Conditions of Ensemble Music-Making. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 156–165. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.156-165.
16. Yampol'skiy I. M. Sonaty i partity dlya skripki solo I. S. Bakha: izbrannye issledovaniya i stat'i [Sonatas and Partitas for Violin Solo by J. S. Bach: Selected Research Works and Articles]. Ed. by Yu. Keldysh. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1985. 280 p.
17. Boyden D. The History of Violin Playing from its Origins to 1761 and its Relationship to the Violin and Violin Music. Oxford University Press, 1990. 636 p.
18. Sachs C. The History of Musical Instruments. New York: Dover Publications, com., 2006. 560 p.
19. Shaymukhametova Liudmila N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 61–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.