Интонационная лексика бассо-остинатной темы и её преобразования в клавирных сочинениях эпохи барокко
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье публикуются результаты исследования смысловой
организации клавирного полифонического текста барокко.
Названная тематика освещается на материале клавирных
пассакалий, чакон, фолий и граундов западноевропейских
композиторов. Привлечена малоизученная неисполняемая в
России музыка конца XVI – начала XVIII века. В аналити-
ческий ракурс включены сочинения клавиристов: немецких
(И. С. Бах, Д. Букстехуде, И. Пахельбель, И.-К.Ф. Фишер,
Г. Муффат), французских (Л. Куперен, Ф. Куперен), англий-
ских (Г. Пёрселл, У. Бёрд, Д. Булл, Т. Томкинс и др.). Автор
выявляет семантические фигуры ладо-модального (catabasis,
anabasis) и пластического происхождения (ритмические фор-
мулы сарабанд, менуэта, дактилического шага и др.), исполь-
зуя новые дефиниции: «семантизация» и «десемантизация»,
«свёртывание и развёртывание», «контекстные регуляторы
смысла» (Л. Н. Шаймухаметова) и др. Исследуется и роль
линейной темы нижнего пласта бассо-остинатных жанров.
Художественные возможности клавирных пьес рассмотре-
ны сквозь призму взаимодействия с органной скрипичной и
ансамблевой музыкой. В статье показаны приёмы адаптации
мигрирующих формул к техническим, акустическим и выра-
зительным возможностям клавира. При этом продемонстри-
рован общий для инструментальной музыки процесс вызре-
вания гомофонного тематизма в недрах полифонического,
который в клавирной музыке происходит гораздо интенсив-
нее и мобильнее.
Ключевые слова: клавирная музыка, западноевропей-
ское барокко, бассо-остинато
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Almazov P. Lyutnya v tvorchestve I. S. Bakha kak akkompaniruyushchiy i sol’nyy instrument [The Lute in the Music of J.S. Bach as an Accompanying and Solo Instrument]. Iskusstvovedenie v kontekste drugikh nauk v Rossii I za rubezhom: paralleli i vzaimodeystviya: sbornik statey po materialam Mezhdunarodnoy nauch. konf. [Art Criticism in the Context of Other Disciplines in Russia and in Other Countries: Parallels and Interaction: Compilation of Articles from the International Research Conference]. Moscow: Nobel’ Press, 2013, pp. 21–30.
3. Maksimova A. Baletto Fabritsio Karozo i ego traktat “Blagorodstvo dam” (Nobilta di Dame) [Baletto by Fabrizio Caroso and his Treatise “Nobility of Ladies” (Nobilta di Dame)]. Starinnaya muzyka: Praktika. Aranzhirovka. Rekonstruktsiya: materialy nauch.-prakt. konf. MGK im. Chaykovskogo [Early Music: Practice. Arrangement. Reconstruction: Proceedings of the Conference at the Moscow State Conservatory. P.I. Tchaikovsky]. Moscow, 1999, pp. 58–69.
4. Nazaykinskiy E. Zvukovoy mir muzyki [The Sound World of Music]. Moscow: Muzyka Press, 1981. 254 p.
5. Oganova T. Angliyskaya verdzhinal’naya muzyka: problemy formirovaniya instrumental’nogo myshleniya: dis. … kand. iskusstvovedeniya [English Virginal Music: Problems of the Formation of Instrumental Musical Thinking: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1998. 238 p.
6. Sitdikova F. Skripichnyy tekst v sol’nykh i ansamblevykh sochineniyakh zapadnoevropeyskogo barokko: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Text of Violin Music in Solo and Ensemble Works of the Western European Baroque Style: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Magnitogorsk, 2013. 321 p.
7. Sysoeva A. Programmnost’ v instrumental’noy muzyke barokko: problemy tipologii natsional’nykh shkol: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Programmatic Element in Baroque Instrumental Music: Problems of Typology of National Schools: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1992. 243 p.
8. Shaymukhametova L. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal’noy temy [The Migrating Intonation Formula and the Semantic Context of Musical Themes]. Gos. Institute iskusstvoznaniya [State Institute for Art Studies]. Moscow, 1999. 318 p.