Семантические процессы в орнаментальном тематизме инструментальных сочинений барокко (на примере бассо-остинатных жанров)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья содержит результаты исследования смысловой организации орнаментального (верхнего) тематического
пласта бассо-остинатных жанров малоизученной и практически не исполняемой инструментальной музыки
конца XVI – начала XVIII века. Фигурационно-мелодический тематизм бассо-остинатных жанров рассматри-
вается как автономный текстовой пласт. С позиций семиотического подхода исследуется феномен смысловых
и структурных модификаций интонационной лексики, наполняющей тематизм верхнего тематического пласта.
Показаны процессы смыслопорождения текста: адаптация лексем в контексте линеарного тематизма; горизон-
тальное и вертикальное взаимодействие лексем; синтез лексем ладомодальной и пластической этимологии,
свёртывание семантической фигуры в лексему и обратный процесс развёртывания. Выявлены универсальные
закономерности «семантизации» и «десемантизации» лексемы в процессе её перевода в семантическую фигу-
ру. Автор приходит к выводам об индивидуализации орнаментального тематизма инструментальных сочине-
ний барокко, образный мир которых характеризует смысловая полифония. Через исследование межтекстовых
и внутритекстовых семантических процессов внутри верхнего тематического пласта бассо-остинато рассма-
тривается процесс формирования инструментального тематизма западноевропейского барокко.
Ключевые слова: интонационная лексика, музыкальная лексема, семантическая фигура, орнаментальный
тематизм, инструментальная музыка западноевропейского барокко, бассо-остинатные жанры
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Alekseyeva I. V. Ornamental’nye struktury v tematizme sochineniy zapadnoevropeyskogo barokko dlya soliruyushchey skripki [Structures of Embellishment in the Thematism of Western European Baroque Musical Compositions for Solo Violin]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 1 (12), pp. 215– 220.
3. Alekseyeva I. V. Figuratsionno-melodicheskiy tematizm basso-ostinatnykh zhanrov kak tekstovoy i khudozhestvennyy fenomen (na primere organnoy muzyki barokko) [The Embellished Melodic Thematicism of the Genres of Basso Ostinato as a Textual and Artistic Phenomenon (on the Example of Baroque Organ Music)]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2008, No. 2 (3), pp. 48–57.
4. Byuken E. Geroicheskiy stil’ v opere [Bücken E. The Heroic Style in Opera]. Moscow: Muzgiz, 1936. 183 p.
5. Gordeyeva E. V. Klavirnye teksty I.-S. Bakha. Praktika muzitsirovaniya epokhi barokko i ee otrazhenie v smyslovykh strukturakh i akusticheskikh obrazakh muzykal’nogo teksta [The Texts of J. S. Bach’s Clavier Music. The Practice of Musicmaking of the Baroque Era and its Reflection in the Semantic Structures and Acoustic Images of the Musical Text]. Saarbrücken: Lap Lambert Academic Publisсhing, Deutschland, 2014. 224 p.
6. Medushevsky V. V. O zakonomernostyakh i sredstvakh khudozhestvennogo vozdeystviya muzyki [On the Laws and Means of the Artistic Influence of Music]. Moscow: Muzyka Press, 1976. 254 p.
7. Sitdikova F. B. Funktsii skripki v partiturnoy notatsii ansamblevykh zhanrov barokko [The Functions of the Violin in the Musical Score Notation of the Ensemble Genres of the Baroque Period]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2011, No. 2, pp. 18–26.
8. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula kak fenomen muzykal’nogo myshleniya [The Migrating Intonation Formula as a Phenomenon of Musical Thought]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2011, No. 2 (7), pp. 18–26.
9. Shaymukhametova L. N., Selivanets N. G. Semanticheskie protsessy v tematizme sonat D. Skarlatti [The Semantic Processes in the Thematicism of the Sonatas by Domenico Scarlatti]. Ufa, 1998. 68 p.
10. Shirokova V. O. O prototipakh metricheskoy organizatsii tematizma concherto grosso v muzyke barokko [Concerning the Prototypes of Metric Organization of the Thematicism of the Concerto Grosso in Baroque Music]. Ritm i forma: sb. nauch. tr. [Rhythm and Form: Collection of Scholarly Articles]. St. Petersburg State N. A. Rimsky-Korsakov Conservatory. St. Petersburg, 2002, pp. 58–97.