Особенности композиционной работы в «Sechs Vermessene» Эрнста Кшенека: взаимодействие сериализма и алеаторики
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Эрнст Кшенек охотно воспринял идеи интегрального сериализма в 1950-е годы, апробировав их в своей музыкальной практике («Spiritus Intelligentiae, Sanctus» ор. 152, «Sestina» ор. 161, «Sechs Vermessene» ор. 168, «Quaestio temporis» op. 170). Пик его интереса пришёлся на тот период, когда тотальная детерминированность испытывала кризис, и современные композиторы устремились к иному полюсу – алеаторике. Теоретические размышления Кшенека о проблемах сериализма, а также о взаимоотношениях преднамеренного и случайного нашли отражение в статье «Extents and Limits of Serial Techniques» (1960). Музыкальным воплощением размышлений стал фортепианный цикл «Sechs Vermessene»
ор. 168 (1958), в названии которого запечатлелась непереводимая игра понятий: немецкое слово «vermessen» означает одновременно «измеренный» и «своевольный».
Сериальная экспансия в этом сочинении охватывает высотную и ритмическую сферы, плотность, интенсивность, регистр. В статье подробно анализируются первые четыре пьесы. Автор проводит параллели с композиционными процедурами Милтона Бэббитта (метод регистрового расслоения), Пьера Булеза (контрапункт параметров), Оливье Мессиана (техника симметричных пермутаций) и Джона Кейджа (метод случайных действий), реконструирует прекомпозиционный звуковой материал пьесы № 4, выявляет ошибки и неточности, возникающие при реализации сериальных схем в сочинении. Анализ выявляет тесную взаимосвязь детерминированного и индетерминированного в композиционном процессе «Sechs Vermessene». Например, математические вычисления, осуществлённые композитором для точной фиксации ритма, приводят к необходимости использовать новый вид нотации (волнистые штили), которая в итоге лишь приблизительно отражает точные значения.
Изучение фортепианного цикла Кшенека, а также его теоретических работ позволяет переосмыслить традиционное соотношение сериализма и алеаторики. Переход к композиции, использующей метод случайных действий, не следует считать реакцией на тотальную детерминированность; также не стоит противопоставлять эти методы друг другу. Алеаторика ‒ закономерное и неизбежное следствие сериализма.
Ключевые слова: Эрнст Кшенек, «Sechs Vermessene», Пьер Булез, Джон Кейдж, Оливье Мессиан, Милтон Бэббитт, серийная музыка, сериализм, алеаторика.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Okuneva E. G. Printsipy organizatsii ritmicheskikh struktur v serial'noy muzyke [Principles of Organization of Rhythmic Structures in Serial Music]. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University, 2014. 124 p.
3. Okuneva Е. G. Strunnoe trio Efima Golysheva v kontekste idey rannego serializma [String Trio by Yefim Golyshev in the Context of the Ideas of Early Serialism]. Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii [Journal of Moscow Conservatory]. 2017. No. 4 (31), pp. 200‒215.
4. Okuneva Е. G., Krapivina D. E. Ernst Kshenek v Darmshtadte [Ernst Krenek in Darmstadt]. Muzykal'nyy zhurnal Evropeyskogo Severa [Music Journal of Northern Europe]. 2018. No. 4, pp. 48‒60.
5. Petruseva N. A. P'er Bulez. Estetika i tekhnika muzykal'noy kompozitsii: issledovanie [Pierre Boulez. The Aesthetics and Techniques of Musical Composition: Research]. Moscow; Perm: Real, 2002. 352 p.
6. Babbitt M. Words about Music. Ed. by Stephen Dembski, Joseph N. Straus. Madison: University of Wisconsin Press, 1987. 216 p.
7. Krenek E. Extents and Limits of Serial Techniques. The Musical Quarterly. 1960. Vol. 46. No. 2, pp. 210‒232.
8. Krenek E. Studies in Counterpoint Based on the Twelve-Tone Technique. New York: G. Schirmer, Inc., 1940. 38 p.