Трилогия Б. Нильсона «Brief an Gösta Oswald» в контексте художественных исканий авангарда 1950–1960-х годов
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматривается одно из лучших вокальных сочинений шведского композитора-авангардиста Бу Нильсона – трилогия «Brief an Göta Oswald». Автор анализирует тексты Йёста Освальда, а также тип вокального письма, проводя параллели с «Le Marteau sans maîre» Пьера Булеза и «Il canto sospeso» Луиджи Ноно.
Основными свойствами текстов являются ассоциативность, смысловая многозначность, господство свободного стиха, отказ от пунктуации. Уже названия выявляют типичную для Освальда технику аллюзий, основанную на ассоциативной контаминации. Для Нильсона в равной степени оказываются важны как семантико-поэтическая сторона текста, так и фонизм шведского языка.
Вокальный стиль демонстрирует многообразие способов интонирования: силлабическое пение, мелизматика, вибрация, речевые звуки на фиксированной и нефиксированной высоте. Отказ от высотно-континуального звучания и вербального значения в завершении «Mächentotenlieder» и «En irrande son» автор статьи интерпретирует в символическом ключе как метафору смерти. С булезовским циклом трилогию роднят инструментарий (важная роль альтовой флейты), рафинированность звукового колорита, стиль вокального письма, поэтика смерти, наконец, тексты, наполненные сюрреалистскими образами и видениями. В кантате «Och visaren i hans…» Нильсон прибегает к методам фонетического анализа, и способ работы обнаруживает влияние вокальной техники Ноно. Опираясь на приём фонической «подсветки» и не разрушая семантического уровня текста, композитор достигает особого музыкально-смыслового стереофонизма.
Ключевые слова: Бу Нильсон, музыкальный авангард, шведская музыка, современная вокальная музыка, «Brief an Göta Oswald» Бу Нильсона
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Krishtaliuk O. А. Khudozhestvennye funktsii kul’turnykh paradigm v «Lunnom P’ero» A. Shenberga: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Artistic Functions of Cultural Paradigms in Schoenberg’s “Pierrot Lunaire”: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2004. 29 p.
3. Okuneva E. G. Kompozitor-avangardist Bu Nil’son: zabytyi «genii iz Mal’mbergeta» [Composer- Avant-Gardist Bo Nilsson: The Forgotten “Genius from Malmberget”]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2011, No. 2 (9), pp. 200‒204.
4. Stravinskii I. F. Dialogi [Dialogues]. Leningrad: Muzyka Press, 1971. 416 p.
5. Holm B. Gösta Oswald: hans liv och verk och hans förbindelse med det svenska 40-talet. Stockholm: Bonnier, 1969. 392 p.
6. Laaban I. Bo Nilssons Scener. Nutida Musik 13, 1964‒1965, No. 1, pp. 2–6.
7. Nilsson A. Om Gösta Oswalds författarskap och Bo Nilssons Brief an Gösta Oswald. Nutida Musik 33, 1986‒1987, No. 3, pp. 35–41.
8. Nilsson B. Collage från stendammets stad . Ord och Bild 70, 1961, pp. 384‒387.
9. Oswald G. Skifter II: En privatmans vedermödor. Rondo. Stockholm: Atlantis, 2000. 337 p.
10. Rying M. Det finns saker och ting som man inte talar om. Nutida Musik 16, 1972-1973, No. 3, pp. 34‒36.
11. Valkare G. Brief an Gösta Osvald, Drei Szenen, Stunde eines Blocks. Nituda Musik 37, 1994, No. 2, pp. 74–75.
12. Valkare G. Bo Nilsson. Stockholm: Atlantis, 2010. 232 p.