Фриц Хайнрих Кляйн и идея сериализма
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Сериализм – метод композиции, в котором организация различных музыкальных параметров
осуществляется на основе принципа ряда. Хотя новый тип структурирования музыкального пространства
получил распространение в музыке после Второй мировой войны, сама идея сериализма возникла фактически
на заре двенадцатитоновой системы, с зарождением серийной концепции как таковой. Статья посвящена
австрийскому композитору Фрицу Хайнриху Кляйну, стоявшему у истоков серийной музыки. В 1921 году он
создал фортепианную пьесу «Машина» ор. 1, предвосхитив двенадцатитоновые открытия Арнольда Шёнберга,
а также направления художественных и технических поисков более позднего времени. Автором статьи
данное сочинение рассматривается в контексте идеи сериализма. «Машина» представляет интересный опыт
организации высотного, ритмического и гармонического параметров на основе единого серийного принципа,
трактуемого Кляйном в традиционных понятийных категориях (тема, аккорд, гамма и т. п.). Композитор открыто
декларировал прекомпозиционный материал, перечислив основные его составляющие в предисловии пьесы.
Основными открытиями Кляйна стали 12-ударная ритмическая тема, «аккорд-пирамида», «материнский
аккорд» и образованный на его основе всеинтервальнный 12-тоновый ряд. Автор статьи характеризует данный
материал, указывает на особенности его реализации в «Машине» и проводит параллели между экспериментами
Кляйна и композиторов послевоенного времени (Мессиана, Бэббита, Ноно).
Ключевые слова: Фриц Хайнрих Кляйн, серийная музыка, сериализм, высотный ряд, всеинтервальный
ряд, ритмический ряд.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Okuneva E. G. Printsipy organizatsii ritmicheskikh struktur v serial’noy muzyke [Principles of Organization of Rhythmic Structures in Integral Serialism]. Petrozavodsk: PetrGU, 2014. 124 p.
3. Kholopov Yu. N. Kto izobrel 12-tonovuyu tekhniku? [Who Invented the Twelve-Tone Technique?]. Problemy istorii avstro-nemetskoy muzyki. Pervaya tret’ ХХ veka: sb. tr. [Issues of the History of Austro-German Music. The First Third of the 20th Century: A Compilation of Articles]. Gnesins’ State Musical Pedagogical Institute. Issue 70. Moscow, 1983, рр. 34–58.
4. Tsenova V. S. Drama zhizni i svyatye dvenadtsat’: Frits Khaynrikh Klyayn, nepriznannyy geniy [The Drama of Life and the Holy Twelve: Fritz Heinrich Klein, an Unrecognized Genius]. Moscow: Muzizdat, 2008. 328 р.
5. Beier C. Fritz Heinrich Klein. Der Mutterakkord im Werk Alban Bergs [Fritz Heinrich Klein. The Mother Chord in Alban Berg‘s Works]. Osterreichische Musikzeitschrift [Austrian Music Journal]. 1989. Jg. 44/12 (December), pp. 585–600.
6. Eimert H. Grundlagen der musikalischen Reihentechnik [Fundamentals of the Musical Serial Technique]. Wien: Universal Edition, 1964. 174 p.
7. Headlam D. Fritz Heinrich Klein’s “Die Grenze der Halbtonwelt” and “Die Maschine”. Theoria. 1992. Vol. 6, pp. 55‒96.
8. Klein F. Die Grenze der Halbtonwelt [The Boundary of the World of the Half-Tone]. Die Musik [Music]. 1925. Jg. 17. Heft 4, pp. 281–286.
9. Oesch H. Pioniere der Zwolftontechnik [Pioneers of Twelve-Tone Technique]. Basler Studien zur Musikgeschichte [Basler Studies in Music History]. Band 1. Bern: Francke Verlag, 1975, pp. 273–304.