Фриц Хайнрих Кляйн и идея сериализма

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Ekaterina G. Okuneva

Аннотация

Сериализм – метод композиции, в котором организация различных музыкальных параметров
осуществляется на основе принципа ряда. Хотя новый тип структурирования музыкального пространства
получил распространение в музыке после Второй мировой войны, сама идея сериализма возникла фактически
на заре двенадцатитоновой системы, с зарождением серийной концепции как таковой. Статья посвящена
австрийскому композитору Фрицу Хайнриху Кляйну, стоявшему у истоков серийной музыки. В 1921 году он
создал фортепианную пьесу «Машина» ор. 1, предвосхитив двенадцатитоновые открытия Арнольда Шёнберга,
а также направления художественных и технических поисков более позднего времени. Автором статьи
данное сочинение рассматривается в контексте идеи сериализма. «Машина» представляет интересный опыт
организации высотного, ритмического и гармонического параметров на основе единого серийного принципа,
трактуемого Кляйном в традиционных понятийных категориях (тема, аккорд, гамма и т. п.). Композитор открыто
декларировал прекомпозиционный материал, перечислив основные его составляющие в предисловии пьесы.
Основными открытиями Кляйна стали 12-ударная ритмическая тема, «аккорд-пирамида», «материнский
аккорд» и образованный на его основе всеинтервальнный 12-тоновый ряд. Автор статьи характеризует данный
материал, указывает на особенности его реализации в «Машине» и проводит параллели между экспериментами
Кляйна и композиторов послевоенного времени (Мессиана, Бэббита, Ноно).

Ключевые слова: Фриц Хайнрих Кляйн, серийная музыка, сериализм, высотный ряд, всеинтервальный
ряд, ритмический ряд.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Okuneva, E. G. (2017). Фриц Хайнрих Кляйн и идея сериализма. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 27–37. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.4.027-037
Раздел
Музыка ХХ века
Биография автора

Ekaterina G. Okuneva, Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова

Окунева Екатерина Гурьевна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой
теории музыки и композиции

Библиографические ссылки

1. Kohoutek C. Tekhnika kompozitsii v muzyke ХХ veka [Techniques of Composition in 20th Century Music]. Moscow: Muzyka, 1976. 367 p.
2. Okuneva E. G. Printsipy organizatsii ritmicheskikh struktur v serial’noy muzyke [Principles of Organization of Rhythmic Structures in Integral Serialism]. Petrozavodsk: PetrGU, 2014. 124 p.
3. Kholopov Yu. N. Kto izobrel 12-tonovuyu tekhniku? [Who Invented the Twelve-Tone Technique?]. Problemy istorii avstro-nemetskoy muzyki. Pervaya tret’ ХХ veka: sb. tr. [Issues of the History of Austro-German Music. The First Third of the 20th Century: A Compilation of Articles]. Gnesins’ State Musical Pedagogical Institute. Issue 70. Moscow, 1983, рр. 34–58.
4. Tsenova V. S. Drama zhizni i svyatye dvenadtsat’: Frits Khaynrikh Klyayn, nepriznannyy geniy [The Drama of Life and the Holy Twelve: Fritz Heinrich Klein, an Unrecognized Genius]. Moscow: Muzizdat, 2008. 328 р.
5. Beier C. Fritz Heinrich Klein. Der Mutterakkord im Werk Alban Bergs [Fritz Heinrich Klein. The Mother Chord in Alban Berg‘s Works]. Osterreichische Musikzeitschrift [Austrian Music Journal]. 1989. Jg. 44/12 (December), pp. 585–600.
6. Eimert H. Grundlagen der musikalischen Reihentechnik [Fundamentals of the Musical Serial Technique]. Wien: Universal Edition, 1964. 174 p.
7. Headlam D. Fritz Heinrich Klein’s “Die Grenze der Halbtonwelt” and “Die Maschine”. Theoria. 1992. Vol. 6, pp. 55‒96.
8. Klein F. Die Grenze der Halbtonwelt [The Boundary of the World of the Half-Tone]. Die Musik [Music]. 1925. Jg. 17. Heft 4, pp. 281–286.
9. Oesch H. Pioniere der Zwolftontechnik [Pioneers of Twelve-Tone Technique]. Basler Studien zur Musikgeschichte [Basler Studies in Music History]. Band 1. Bern: Francke Verlag, 1975, pp. 273–304.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)