Ограничение как творческий принцип в вокальном цикле Ханса Абрахамсена «Let me tell you»

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Екатерина Г. Окунева

Аннотация

В центре внимания статьи – вокальный цикл датского композитора Ханса Абрахамсена «Let me tell you» (2013), написанный на тексты из одноимённого романа Пола Гриффитса. Сочинение рассматривается сквозь призму особого творческого принципа, инициированного улипианской стратегией писателя, который ограничил вербальное пространство своей книги 483 словами, произнесёнными Офелией в шекспировском «Гамлете». Приём «формальных ограничений» оказался созвучен поэтике композитора. Исследуются многоуровневые связи текста и музыки, выявляются ключевые образы вокального цикла, раскрываются особенности драматургии сочинения. Особое внимание сосредоточивается на анализе музыкального материала, композиционной структуре и технике. В цикле находит отражение синтез старинных (обращение к стилю concitato, к традициям техники cantus firmus) и новейших (репетитивность, аддиция, субтракция) приёмов композиционного письма. Действие принципа ограничения прослеживается в опоре на избранную интервалику (октавы, квинты и большие терции в песнях № 1, № 4, № 6), выстраивании композиции на одной мелодической модели, в качестве которой выступает нисходящий гексахорд, в применении палиндромных конструкций и использовании числовых рядов. В ходе анализа выявляется интонационно-тематическая связь номеров цикла, показывается, каким образом осуществляется комбинация и преобразование исходного материала, предлагается смысловая интерпретация структурных конверсий, проводятся параллели с литературными экспериментами.


Ключевые слова: музыка ХХI века, Ханс Абрахамсен, Пол Гриффитс, «Let me tell you», УЛИПО, формальные ограничения, аддиция, субтракция.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Окунева, Е. Г. (2020). Ограничение как творческий принцип в вокальном цикле Ханса Абрахамсена «Let me tell you». Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 38(1), 15–28. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1143
Раздел
Художественный мир музыкального произведения
Биография автора

Екатерина Г. Окунева, Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова г. Петрозаводск, Россия

Кандидат искусствоведения, проректор по научной и творческой работе, доцент кафедры теории музыки и композиции

Ekaterina G. Okuneva, Ph.D. (Arts), Vice Rector for Scientific and Artistic Work, Associate Professor at the Music Theory and Composition Department, Petrozavodsk State A. K. Glazunov Conservatory