«Контра-пункты» К. Штокхаузена: на пути к генерализации серийного концепта
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В центре внимания статьи – знаковое для творчества Карлхайнца Штокхаузена сочинение «Контра-пункты» для 10 инструментов (1953). Принадлежащее раннему сериальному периоду, оно обычно причисляет-
ся к пуантилистическим композициям мастера. Автор статьи предлагает взглянуть на данный опус как на
своего рода художественную манифестацию, декларирующую переход к постсериальному типу мышления.
«Контра-пункты» были созданы Штокхаузеном после Фортепианных пьес I‒IV, в которых воплотился новый
тип групповой композиции. Название пьесы, обладая множественным смыслом, может истолковываться как
направленное против пуантилистического стиля. В статье раскрываются драматургические и композици-
онные особенности пьесы. Идея растворения различного и отдельного в едином и целом лежит в основе
«Контра-пунктов». Она реализуется на разных уровнях композиции: тембровом (сведение разнородного зву-
чания к монохромной палитре путём поэтапного выключения инструментов), динамическом, ритмическом,
темповом (нивелирование соответственно динамических, темповых и ритмических контрастов), фактурном
(переход от «точечного» типа письма к «групповому»). Извлекая уроки из опыта пуантилистической ком-
позиции, ведущей к энтропии структурных связей, Штокхаузен приходит к идее генерализации серийного
концепта, создавая качественно новую многопараметровую структуру, связанную общими пропорциями и
обусловливающую новый тип восприятия.
Ключевые слова: Штокхаузен, «Контра-пункты», серия, сериализм, пуантилизм, техника групп.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Ksenakis Ya. Krizis serial’noy muzyki [Xenakis, I. The Crisis in Serial Music]. Kompozitory o sovremennoy kompozitsii: khrestomatiya [Composers about Modern Composition: A Chrestomathy]. Comp. by T. S. Kyuregyan, V. S. Tsenova. Moscow, 2009, pp. 88-91.
3. Ligeti D. Prevrashcheniya muzykal’noy formy [Transformations of Musical Form]. D’erd’ Ligeti: Lichnost’ i tvorchestvo: sb. st. [György Ligeti: Personality and Creativity: A Collection of Articles]. Russian Institute of Art Studies. Moscow, 1993, pp. 167-189.
4. Petruseva N. A. P’er Bulez. Estetika i tekhnika muzykal’noy kompozitsii: issledovanie [Pierre Boulez. The Aesthetics and Techniques of Musical Composition]. Moscow; Perm: Real, 2002. 352 p.
5. Blumröder C. Die Grundlegung der Musik Karlheinz Stockhausens [The foundation of Karlheinz Stockhausen’s Music]. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 1993. 193 S. (Archiv für Musikwissenschaft. Beiheft 32 [Archive for Musicology. Supplement 32]).
6. Cott J. Stockhausen: Conversations with the Composer. New York: Simon & Schuster, 1973. 252 р.
7. Geiger F. Verdikte über Musik 1950-2000: Eine Dokumentation [Verdicts about Music 1950-2000: Documents]. Stuttgart; Weimar: Verlag E. B. Metzler, 2005. 323 S.
8. Goeyvaerts K. „Das Schiff führt auch zum Tode“. Zur Situation der seriellen Musik [“The Ship also Leads to Death“. Concerning the Situation of Serial Music]. Goeyvaerts, K. Selbstlose Musik. Texte – Briefe – Gespräche [Selfless Music. Texts – Letters – Conversations]. Edited and with an Introduction by Mark Delaere. Köln: Edition Musik Texte, 2010. S. 171-173.
9. Goeyvaerts K. Selbstlose Musik. Texte – Briefe – Gespräche [Selfless Music. Texts – Letters – Conversations]. Edited and with an Introduction by Mark Delaere. Köln: Edition MusikTexte, 2010. 560 S.
10. Griffiths P. Modern Music and After. 3rd edition. New York: Oxford University Press, 2010. 373 p.
11. Harvey J. The Music of Stockhausen: An Introduction. Berkeley: University of California Press, 1975. 144 p.
12. Kurtz M. Stockhausen: A Biography. Translated by Richard Toop. London: Faber and Faber, 1992. 259 p.
13. Maconie M. Other Planets: The Complete Works of Karlheinz Stockhausen 1950-2007. Lanham, Boulder, New York, London: Rowman & Littlefield, 2016. 592 p.
14. Stockhausen K. Weberns Konzert für 9 Instrumente op. 24. Analyse des ersten Satzes [Webern’s Concerto for 9 Instruments op. 24. Analysis of the First Movement]. Melos 20. 1953. Heft 12. S. 343-348.
15. Wörner K. Stockhausen: Life and Work. Berkeley: University of California Press, 1976. 270 p.