«Романтический» сериализм (Соната для фортепиано Жана Барраке)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Ekaterina G. Okuneva

Аннотация

В статье раскрываются особенности сериальной техники и художественной концепции одного из наиболее известных сочинений французского композитора Жана Барраке – Сонаты для фортепиано (1951). Автор статьи анализирует принципы организации различных музыкальных параметров (темп, динамика, ритм, звуковысотность и др.), показывает, какую роль они играют в сочинении. Общая идея Сонаты трактуется в фундаментальных для всего творчества Барраке категориях «смерти», «незавершённости», «творческой самореализации». Их воплощением становятся три пары антитез – звучание и тишина, быстрый и медленный темп, «строгий» и «свободный» стиль, отражающие философские размышления композитора о жизни и смерти. Уникальность мышления Барраке позволила отнести его к особому направлению сериальной музыки, которое автор статьи условно называет «романтическим» сериализмом.

Ключевые слова: Жан Барраке, Пьер Булез, сериализм, сериальная техника

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Okuneva, E. G. (2013). «Романтический» сериализм (Соната для фортепиано Жана Барраке). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 119–124. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/129
Раздел
Теория музыки
Биография автора

Ekaterina G. Okuneva, Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова

Екатерина Гурьевна Окунева – кандидат искусствоведения,
доцент кафедры теории музыки и композиции

Библиографические ссылки

1. Akopyan L. Jean Barraque (1928–1973) Iskusstvo muzyki: teoriya i istoriya [Jean Barraque (1928–1973) The Art of Music: Theory and History]. 2012, 3, pp. 115–173.
2. Wehrmeyer A. Individual’noe napravlenie kollektivnoy estetiki. Zametki o tvorchestve Zhana Barrake – autsaydera serial’noy muzyki 50-kh godov [An Individual Direction of a Collective Aesthetics. Notes about Jean Barraque’s Musical Output – An Outsider in the Serial Music of the 1950s] Iskusstvo ХХ veka: ukhodyashchaya epokha: sbornik statey. Tom 1. [20th Century Art: A Departing Era: Compilation of Articles. Vol. 1]. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State M. I. Glinka Conservatory, 1997, pp. 235–245.
3. Barraque J. Propos Impromtu . Musik-konzepte: Die Reihe uber Komponisten (Heft 82). Jean Barraque. Munchen: Edition Text + Kritik, 1993, pp. 4–9.
4. Griffiths P. Modern Music and After. 3rd edition. Oxford University Press, 2010. 373 p.
5. Strinz W. Variations sur l’inquiétude rythmique: Untersuchungen zur morphologischen und satztechnischen Funktion des Rhythmus bei Oliver Messiaen, Pierre Boulez und Jean Barraqué. Frankfurt am Main; New York: Peter Lang, 2003. 212 p. (Europäische Hochschulschriften. Reihe XXXVI, Musikwissenschaft; Bd. 223).
6. Woodward R. Jean Barraque. Music of the Twentieth-Century Avant-Garde: A Biocritical Sourcebook . Edited by Larry Sitsky. Greenwood Press, 2002, pp. 31–42.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)