Ритмические структуры в сериальной музыке: к вопросу о типологии и систематике

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Ekaterina G. Okuneva

Аннотация

Выдвижение категорий времени и ритма на первый план
внесло глубокие преобразования в сферу музыкальной ком-
позиции ХХ века. Одной из областей, воплотивших концеп-
цию нового времени, стала сериальная музыка. В статье рас-
сматриваются принципы организации ритмических структур
в сериальной музыке, предлагается их классификация. Среди
основных типов ритмического структурирования выделяют-
ся ряды длительностей и ряды ритмических ячеек (фигур).
Беря за основу систематизации различные критерии (тип рит-
мической единицы, степень дифференциации), автор подраз-
деляет ряды длительностей на регулярные, нерегулярные, по-
лурегулярные, а также моноформантные и полиформантные.
Все виды ритмических структур иллюстрируются примерами
из сочинений Мессиана, Булеза, Бэббитта, Ноно. В результа-
те исследования автор приходит к выводу, что поиски ком-
позиторов-сериалистов были направлены на проблемы вну-
треннего устройства времени и способствовали осознанию
многослойности и многомерности музыкально-временны́х
процессов.

Ключевые слова: сериальная техника, ритмические
структуры, О. Мессиан, П. Булез, М. Бэббитт, Л. Ноно

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Okuneva, E. G. (2015). Ритмические структуры в сериальной музыке: к вопросу о типологии и систематике. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 95–102. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.1.18.095-102
Раздел
Техника композиции ХХ века
Биография автора

Ekaterina G. Okuneva, Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова

Екатерина Гурьевна Окунева – кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции

Библиографические ссылки

1. Okuneva E. G. “Romanticheskiy” serialism (Sonata dlya fortepiano Zhana Barrake) [“Romantic” Serialism (Sonata for Piano by Jean Barraqué)]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 2 (13), pp. 119–124.
2. Petruseva N. A. P’er Bulez. Estetika i tekhnika muzykal’noy kompozitsii: issledovanie [Pierre Boulez. The Aesthetics and Techniques of Musical Composition]. Moscow; Perm’: Real, 2002. 352 p.
3. Spasov B., Kholopova V. N. Ritmicheskie progressii i serii [Rhythmic Progressions and Series]. Problemy muzykal’nogo ritma: sb. st. [Issues of Musical Rhythm: Collection of Articles]. Мoscow: Muzyka Press, 1978, pp. 261‒293.
4. Tsenova V. S. Chislovye tayny muzyki Sofii Gubaydulinoy [The Numerical Mysteries of the Music of Sofia Gubaidulina]. Мoscow: Moskovskaya konservatoriya, 2000. 200 p.
5. Decroupet P. Renverser la vapeur…: Zu Musikdenken und Kompositionen von Boulez in den fünfziger Jahren. Musik-konzepte. Die Reihe über Komponisten. Heft 89/90. Pierre Boulez. München: Edition Text + Kritik, 1995, s. 112–131.
6. Delaere M. Auf der Suche nach serieller Stimmigkeit: Goeyvaerts’ Weg zur Komposition Nr. 2. Die Anfänge der seriellen Musik. Ed. by Orm Finnendahl. Berlin: Wolke Verlag, 1999, s. 13–36. (Kontexte: Beiträge zur zeitgenössischen Musik 1).
7. Dibelius U. Moderne Musik 1945–1965. Voraussetzungen. Verlauf. Material. München: R. Riper & CO Verlag, 1966. 392 s.
8. Mead A. An Introduction to the Music of Milton Babbitt. Princeton: Princeton UP, 1994. 334 p.
9. Sabbe H. Die Einheit der Stockhausen-Zeit... : Neue Erkenntnismöglichkeiten der seriellen Entwicklung anhand des frühen Wirkens von Stockhausen und Goeyvaerts. Dargestellt aufgrund der Briefe Stockhausens an Goevaerts. Musik-Konzepte 19: Karlheinz Stockhausen: ...wie die Zeit verging... München: Edition Text + Kritik, 1981, s. 5–96.
10. Schaller E. Klang und Zahl: Luigi Nono: serielles Komponieren zwischen 1955 und 1959. Saarbrücken: Pfau, 1997, 305 s.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)