Ритмические структуры в сериальной музыке: к вопросу о типологии и систематике
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
внесло глубокие преобразования в сферу музыкальной ком-
позиции ХХ века. Одной из областей, воплотивших концеп-
цию нового времени, стала сериальная музыка. В статье рас-
сматриваются принципы организации ритмических структур
в сериальной музыке, предлагается их классификация. Среди
основных типов ритмического структурирования выделяют-
ся ряды длительностей и ряды ритмических ячеек (фигур).
Беря за основу систематизации различные критерии (тип рит-
мической единицы, степень дифференциации), автор подраз-
деляет ряды длительностей на регулярные, нерегулярные, по-
лурегулярные, а также моноформантные и полиформантные.
Все виды ритмических структур иллюстрируются примерами
из сочинений Мессиана, Булеза, Бэббитта, Ноно. В результа-
те исследования автор приходит к выводу, что поиски ком-
позиторов-сериалистов были направлены на проблемы вну-
треннего устройства времени и способствовали осознанию
многослойности и многомерности музыкально-временны́х
процессов.
Ключевые слова: сериальная техника, ритмические
структуры, О. Мессиан, П. Булез, М. Бэббитт, Л. Ноно
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Petruseva N. A. P’er Bulez. Estetika i tekhnika muzykal’noy kompozitsii: issledovanie [Pierre Boulez. The Aesthetics and Techniques of Musical Composition]. Moscow; Perm’: Real, 2002. 352 p.
3. Spasov B., Kholopova V. N. Ritmicheskie progressii i serii [Rhythmic Progressions and Series]. Problemy muzykal’nogo ritma: sb. st. [Issues of Musical Rhythm: Collection of Articles]. Мoscow: Muzyka Press, 1978, pp. 261‒293.
4. Tsenova V. S. Chislovye tayny muzyki Sofii Gubaydulinoy [The Numerical Mysteries of the Music of Sofia Gubaidulina]. Мoscow: Moskovskaya konservatoriya, 2000. 200 p.
5. Decroupet P. Renverser la vapeur…: Zu Musikdenken und Kompositionen von Boulez in den fünfziger Jahren. Musik-konzepte. Die Reihe über Komponisten. Heft 89/90. Pierre Boulez. München: Edition Text + Kritik, 1995, s. 112–131.
6. Delaere M. Auf der Suche nach serieller Stimmigkeit: Goeyvaerts’ Weg zur Komposition Nr. 2. Die Anfänge der seriellen Musik. Ed. by Orm Finnendahl. Berlin: Wolke Verlag, 1999, s. 13–36. (Kontexte: Beiträge zur zeitgenössischen Musik 1).
7. Dibelius U. Moderne Musik 1945–1965. Voraussetzungen. Verlauf. Material. München: R. Riper & CO Verlag, 1966. 392 s.
8. Mead A. An Introduction to the Music of Milton Babbitt. Princeton: Princeton UP, 1994. 334 p.
9. Sabbe H. Die Einheit der Stockhausen-Zeit... : Neue Erkenntnismöglichkeiten der seriellen Entwicklung anhand des frühen Wirkens von Stockhausen und Goeyvaerts. Dargestellt aufgrund der Briefe Stockhausens an Goevaerts. Musik-Konzepte 19: Karlheinz Stockhausen: ...wie die Zeit verging... München: Edition Text + Kritik, 1981, s. 5–96.
10. Schaller E. Klang und Zahl: Luigi Nono: serielles Komponieren zwischen 1955 und 1959. Saarbrücken: Pfau, 1997, 305 s.