О стилевых взаимодействиях в музыке А. Глазунова на примере фортепианных Вариаций ор. 72
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Автор выявляет двойственность индивидуального стиля русского композитора А. К. Глазунова. С одной сто-
роны, композитора принято относить к продолжателям классической глинкинской традиции, академическому
направлению. С другой стороны, обнаруживается его восприимчивость к новым художественным течениям
своего времени. В статье творчество Глазунова рассматривается в контексте стиля модерн, повлиявшего на
сочинения многих композиторов рубежа XIX–XX вв. Выдвигаемый тезис об индивидуальном претворении
установок модерна в творчестве Глазунова иллюстрируется на примере фортепианного цикла Вариаций ор. 72
(1900).
Методологическую основу составляют труды И. А. Скворцовой, определившей диалектику соотношения
содержания и формы, основные темы и сюжеты, а также типичные для музыкального модерна выразительные
средства. Опираясь на тезис об избирательности проявлений принципов модерна в творчестве разных ком-
позиторов, автор статьи показывает, что одним из наиболее выразительных средств в сочинениях Глазунова
становится фактура: объёмная, полимелодическая, функционально дифференцированная на несколько слоёв,
образующих эффект многоярусной вертикали. Автор приходит к выводу, что Глазунов ассимилировал в своём
творчестве традиции М. И. Глинки и композиторов «Могучей кучки», но транслировал их современным язы-
ком, сформировавшимся в русле стиля модерн.
Ключевые слова: музыкальный модерн, А. К. Глазунов, Вариации для фортепиано ор. 72 А. Глазунова,
полимелодическая фактура.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bochkareva O. A. Finskiy i karel’skiy sever v muzyke Lyadova i Glazunova [The Finnish and Karelian North in the Music of Lyadov and Glazunov]. Russkaya i finskaya muzykal’nye kul’tury [Russian and Finnish Musical Culture]. Kareliya. 1989. URL: http://ale07. ru/music/notes/song/muzlit/muzykalnaya_kultura/rf_kultura2.htm.
3. Vladimirova O. A. Formirovanie tvorcheskogo metoda v rannikh simfoniyakh A. K. Glazunova: avtoref. dis. … kand. kul’turologii [The Formation of the Creative Method in the Early Symphonies of Alexander Glazunov: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Cultural Studies]. Moscow, 2004. URL: http://cheloveknauka.com/formirovanie-tvorcheskogometoda-v-rannih-simfoniyah-a-k-glazunova.
4. Markelova E. E. Ornamental’nost’ kak priyom skazochnoy ikonografii proizvedeniy russkogo muzykal’nogo moderna (na primere oper N. A. Rimskogo-Korsakova “Skazka o tsare Saltane”, “Kashchey bessmertnyy”, “Zolotoy petushok”) [Ornamental Qualities as a Means of Fairytale Iconography in the Musical Works the Russian Musical Style Moderne (on the Examples of Nikolai Rimsky-Korsakov’s Operas; “The Tale of Tsar Saltan,” “Kashei the Immortal,” “The Golden Cockrell”)]. Gramota [Gramota]. 2013, No. 9 (35), P. 1, pp. 94–103.
5. Mikhailov M. K. A. K. Glazunov (iz vospominaniy) [Alexander Glazunov (from the Memoirs)]. Leningradskaya konservatoriya v vospominaniyakh. Kn. 1 [The Leningrad Conservatory in Memoirs. Book 1]. Leningrad: Muzyka, 1987. URL: http://www.biletexpress.ru/teatr-articles/239/746.html.
6. Neygauz G. G. Ob iskusstve fortepiannoy igry: zapiski pedagoga [Neuhaus, H. On the Art of Piano Playing: Notes of a Teacher]. 5th Edition. Moscow: Muzyka, 1988. 240 p.
7. Ruchyevskaya E. A. Neskol’ko slov o stile A. K. Glazunova [A Few Words about Glazunov’s Style]. Ruchyevskaya E. A. Raboty raznyh let: sb. st.: v 2 t. [Ruchyevskaya E. A. Works from Different Years: Compilation of Articles: In 2 Volumes]. Edited by V. V. Goryachikh. Volume 1. St. Petersburg, 2011, pp. 72–82.
8. Skvortsova I. A. Stil’ modern v russkom muzykal’nom iskusstve rubezha XIX–XX vekov: avtoref. … d-ra iskusstvovedeniya [The Style Moderne in Russian Music of the Turn of the 19th and 20th Centuries: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2010. 65 p. URL: http://cheloveknauka.com/stil-modernv-russkom-muzykalnom-iskusstve-rubezha-xix-xxvekov.