Образно-стилевая семантика лада в музыке русских композиторов XIX–XXI вв.

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Olga A. Urvantseva

Аннотация

В творчестве композиторов XIX–XXI веков лад является но-
сителем нескольких функций: показателем стиля сочинения
или стилевой специфики образа, одним из конструктивных
факторов произведения. Стилевая специфика лада может
проявляться в нескольких планах: как стиль нашего времени
с присущими ему типами звуковысотной организации, знак
принадлежности к определённой национальной школе, ком-
понент музыкального языка той эпохи, о которой повеству-
ется в произведении, выражение стилевой индивидуальности
композитора и, наконец, «определитель» жанрового стиля
сочинения. Ладовое развитие, при условии органической
связи с интонационной и образной структурой произведения,
становится составной частью общего драматургического раз-
вития.
Как примеры рассматриваются хоровые поэмы «Казнь
Пугачёва» Р. Щедрина, «Смерть Ивана Грозного» С. Сиро-
тина, «Зодчие» Ю. Потеенко, где наблюдается зависимость
между образной структурой произведения и его ладовым
рельефом. Создаётся многослойное и многоуровневое вза-
имодействие жанров и стилей, в музыкальном воплощении
которого ладовая драматургия играет ведущую роль.

Ключевые слова: лад, ладовая драматургия, композиторы
России, хоровая музыка, хоровая поэма

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Urvantseva, O. A. (2014). Образно-стилевая семантика лада в музыке русских композиторов XIX–XXI вв. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 53–58. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/93
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биография автора

Olga A. Urvantseva, Магнитогорская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Ольга Александровна Урванцева – доктор искусствоведения, профессор
кафедры теории и истории музыки

Библиографические ссылки

1. Asafyev B. V. Muzykal’naya forma kak protsess [Musical Form as a Process]. Leningrad: Muzyka Press, 1971. 376 p.
2. Bershadskaya T. Lektsii po garmonii [Lectures on Harmony]. Leningrad: Muzyka Press, 1978. 200 p.
3. Kon Yu. G. O dvukh tipakh podkhoda k otrazheniyu v garmonii natural’no-melodicheskikh ladov [About Two Types of Approaches to Reflection in the Harmony of Natural Melodic Modes]. Voprosy analiza sovremennoy muzyki [Questions of Analysis of Modern Music]. Leningrad, 1982, pp. 99–127.
4. Kudryashov Yu. N. Detsentralizovannye lady v tvorchestve sovremennykh kompozitorov [Decentralized Modes in the Works of Contemporary Composers]. Sovetskaya muzyka 70–80-kh godov. Estetika. Teoriya. Praktika [Soviet Music of the 1970s and 1980s. Aesthetics. Theory. Practice]. Leningrad, 1989, pp. 100–125.
5. Trembovel’skiy E. B. Stil’ Musorgskogo: lad, garmoniya, sklad [The Style of Mussorgsky: Mode, Harmony, Texture]. Moscow: Kompozitor Press, 1999. 392 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)