Образно-стилевая семантика лада в музыке русских композиторов XIX–XXI вв.
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
сителем нескольких функций: показателем стиля сочинения
или стилевой специфики образа, одним из конструктивных
факторов произведения. Стилевая специфика лада может
проявляться в нескольких планах: как стиль нашего времени
с присущими ему типами звуковысотной организации, знак
принадлежности к определённой национальной школе, ком-
понент музыкального языка той эпохи, о которой повеству-
ется в произведении, выражение стилевой индивидуальности
композитора и, наконец, «определитель» жанрового стиля
сочинения. Ладовое развитие, при условии органической
связи с интонационной и образной структурой произведения,
становится составной частью общего драматургического раз-
вития.
Как примеры рассматриваются хоровые поэмы «Казнь
Пугачёва» Р. Щедрина, «Смерть Ивана Грозного» С. Сиро-
тина, «Зодчие» Ю. Потеенко, где наблюдается зависимость
между образной структурой произведения и его ладовым
рельефом. Создаётся многослойное и многоуровневое вза-
имодействие жанров и стилей, в музыкальном воплощении
которого ладовая драматургия играет ведущую роль.
Ключевые слова: лад, ладовая драматургия, композиторы
России, хоровая музыка, хоровая поэма
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bershadskaya T. Lektsii po garmonii [Lectures on Harmony]. Leningrad: Muzyka Press, 1978. 200 p.
3. Kon Yu. G. O dvukh tipakh podkhoda k otrazheniyu v garmonii natural’no-melodicheskikh ladov [About Two Types of Approaches to Reflection in the Harmony of Natural Melodic Modes]. Voprosy analiza sovremennoy muzyki [Questions of Analysis of Modern Music]. Leningrad, 1982, pp. 99–127.
4. Kudryashov Yu. N. Detsentralizovannye lady v tvorchestve sovremennykh kompozitorov [Decentralized Modes in the Works of Contemporary Composers]. Sovetskaya muzyka 70–80-kh godov. Estetika. Teoriya. Praktika [Soviet Music of the 1970s and 1980s. Aesthetics. Theory. Practice]. Leningrad, 1989, pp. 100–125.
5. Trembovel’skiy E. B. Stil’ Musorgskogo: lad, garmoniya, sklad [The Style of Mussorgsky: Mode, Harmony, Texture]. Moscow: Kompozitor Press, 1999. 392 p.