Претворение признаков «усадебной повести» в Хоре девушек из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Ольга А. Урванцева

Аннотация

В статье рассматриваются особенности музыкального языка Хора девушек из оперы
П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Анализ хора выявляет художественное противоречие между текстом А.С. Пушкина, стилизованным в духе русской хороводной песни, и его музыкальным воплощением в опере П.И. Чайковского. Причина и значение этого противоречия проясняются в статье в том числе и благодаря использованию историко-стилевого подхода, взгляда на музыку исходя из художественных традиций (в том числе и характера музицирования) русской дворянской усадебной культуры XIX века.
Типичные признаки усадебной культуры запечатлены в «усадебной повести», которая стала составной частью романа Пушкина «Евгений Онегин». Чайковский, хорошо знавший специфику музыкального быта усадебного дворянства первой половины XIX века, воссоздал в Хоре девушек из Третьей картины оперы стилистику усадебного народно-песенного искусства александровской эпохи, для которого характерен синтез западноевропейского и российского, городского и деревенского, салонного и фольклорного типов музицирования.
В свете усадебной культуры хор «Девицы-красавицы» соответствует нормам народной песни начала XIX века, сочетающей европейский музыкальный язык с некоторыми особенностями фольклорной стилистики. Это обстоятельство согласуется со стилизацией текста хороводной песни, выполненной Пушкиным в соответствии с представлениями о народном искусстве, сложившимися в усадебной повести первой половины XIX века.


Ключевые слова: «усадебная повесть», роман Пушкина «Евгений Онегин», опера Чайковского, хор «Девицы-красавицы», усадебная культура.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Урванцева, О. А. (2023). Претворение признаков «усадебной повести» в Хоре девушек из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 52(3), 123–133. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1470
Раздел
Духовная музыка
Биография автора

Ольга А. Урванцева, Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, г. Магнитогорск, Россия

Доктор искусствоведения, доцент