Типология исполнительских моделей в духовно-концертной музыке русских композиторов ХIХ–XXI веков
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Исполнение духовных сочинений на рубеже XX–XXI сто-
летий отмечено многообразием трактовок и стилевых ре-
шений. Для стилистически грамотного выбора интерпрета-
ции необходимо учитывать предназначение произведения и
условия его исполнения (согласно теории А. Н. Сохора), а
также его генетические истоки (в соответствии с концепци-
ей Е. В. Назайкинского). Отмеченные критерии положены в
основу построения автором статьи классификации хоровых
коллективов, а также выделения типов исполнительских
моделей. Выделены петербургская, московская, церковная,концертная, индивидуально-стилевая исполнительские моде-
ли. Для Петербургской певческой капеллы в XIX в. типич-
ны однородность, ровность и сбалансированность звучания,
напоминающего орган. Московская исполнительская модель
внутренне разнородна, поскольку опирается на традиции пе-
ния, сложившиеся в Синодальном хоре, который на рубеже
XIX–XX веков исполнял две функции: пел на богослужениях
в Успенском соборе, ориентируясь на церковный стиль пения,
а также выступал как концертирующий коллектив, имеющий
в репертуаре русскую и западную духовно-концертную музы-
ку различных эпох и стилей. Церковная исполнительская сти-
левая модель отличается особыми чертами: это тихое, мед-
ленное пение, без вибрации, ровное и ритмичное, без яркой
нюансировки. В концертной разновидности исполнительской
модели в большей степени задействованы приёмы, заимство-
ванные из светского музицирования, но с определёнными
ограничениями. Индивидуально-стилевая модель характе-
ризует манеру того или иного дирижёра. Изучение исполни-
тельских стилевых моделей позволило установить родовые
связи ныне существующих хоров с их предшественниками в
XIX в., определить взаимодействие различных стилевых тра-
диций в современном искусстве.
Ключевые слова: исполнительские модели духовной му-
зыки, стилевые модели в хоровой духовно-концертной музы-
ке, типология стилевых моделей, петербургская модель, мо-
сковская модель, церковная исполнительская традиция
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Kontsert moskovskogo Sinodal’nogo khora (K. Fremdenblatt, 27 Mai) [The Concert of the Moscow Synod Choir]. Pamyati N. M. Danilina: sbornik statey [In Memoriam N. M. Danilin]. Editor and Compiler A. Naumov. Moscow, 1986, pp. 37–38.
3. Martynov V. I. Istoriya bogosluzhebnogo peniya [A History of Liturgical Singing]. Moscow, 2000. 240 p.
4. Trubin N.G. Dukhovnaya muzyka [Sacred Music]. Smolensk: Smyardyn’ Press, 2004. 229 p.
5. Chaykovskiy P. I. Chetvyortaya nedelya kontsertnogo sezona [The Fourth Week of the Concert Season]. Chaykovskiy P. I. Muzykal’no-kriticheskie stat’i [Critical Articles on Music]. Moscow, 1953. 262 p.