Типология исполнительских моделей в духовно-концертной музыке русских композиторов ХIХ–XXI веков

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Olga A. Urvantseva

Аннотация

Исполнение духовных сочинений на рубеже XX–XXI сто-
летий отмечено многообразием трактовок и стилевых ре-
шений. Для стилистически грамотного выбора интерпрета-
ции необходимо учитывать предназначение произведения и
условия его исполнения (согласно теории А. Н. Сохора), а
также его генетические истоки (в соответствии с концепци-
ей Е. В. Назайкинского). Отмеченные критерии положены в
основу построения автором статьи классификации хоровых
коллективов, а также выделения типов исполнительских
моделей. Выделены петербургская, московская, церковная,концертная, индивидуально-стилевая исполнительские моде-
ли. Для Петербургской певческой капеллы в XIX в. типич-
ны однородность, ровность и сбалансированность звучания,
напоминающего орган. Московская исполнительская модель
внутренне разнородна, поскольку опирается на традиции пе-
ния, сложившиеся в Синодальном хоре, который на рубеже
XIX–XX веков исполнял две функции: пел на богослужениях
в Успенском соборе, ориентируясь на церковный стиль пения,
а также выступал как концертирующий коллектив, имеющий
в репертуаре русскую и западную духовно-концертную музы-
ку различных эпох и стилей. Церковная исполнительская сти-
левая модель отличается особыми чертами: это тихое, мед-
ленное пение, без вибрации, ровное и ритмичное, без яркой
нюансировки. В концертной разновидности исполнительской
модели в большей степени задействованы приёмы, заимство-
ванные из светского музицирования, но с определёнными
ограничениями. Индивидуально-стилевая модель характе-
ризует манеру того или иного дирижёра. Изучение исполни-
тельских стилевых моделей позволило установить родовые
связи ныне существующих хоров с их предшественниками в
XIX в., определить взаимодействие различных стилевых тра-
диций в современном искусстве.

Ключевые слова: исполнительские модели духовной му-
зыки, стилевые модели в хоровой духовно-концертной музы-
ке, типология стилевых моделей, петербургская модель, мо-
сковская модель, церковная исполнительская традиция

 

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Urvantseva, O. A. (2013). Типология исполнительских моделей в духовно-концертной музыке русских композиторов ХIХ–XXI веков. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 88–93. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/123
Раздел
Духовная музыка
Биография автора

Olga A. Urvantseva, Магнитогорская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Ольга Александровна Урванцева – доктор искусствоведения, профессор
кафедры теории и истории музыки

Библиографические ссылки

1. Gardner I. A. Bogosluzhebnoe penie Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. Istoriya [Liturgical Singing of the Russian Orthodox Church. History], vol. 2. Sergiev Posad, 1998. 605 p.
2. Kontsert moskovskogo Sinodal’nogo khora (K. Fremdenblatt, 27 Mai) [The Concert of the Moscow Synod Choir]. Pamyati N. M. Danilina: sbornik statey [In Memoriam N. M. Danilin]. Editor and Compiler A. Naumov. Moscow, 1986, pp. 37–38.
3. Martynov V. I. Istoriya bogosluzhebnogo peniya [A History of Liturgical Singing]. Moscow, 2000. 240 p.
4. Trubin N.G. Dukhovnaya muzyka [Sacred Music]. Smolensk: Smyardyn’ Press, 2004. 229 p.
5. Chaykovskiy P. I. Chetvyortaya nedelya kontsertnogo sezona [The Fourth Week of the Concert Season]. Chaykovskiy P. I. Muzykal’no-kriticheskie stat’i [Critical Articles on Music]. Moscow, 1953. 262 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)