Художественный образ: параллели живописи и музыки М. К. Чюрлёниса
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье предпринят сравнительный анализ групп живописных и музыкальных произведений Микалоюса Константинаса Чюрлёниса на одну тему («лес», «море»), свидетельствующий о том, что прямого соответствия картины и музыкального произведения не получается. Анализ показывает, что Чюрлёнис тонко ощущает достаточную «музыкальность» картин и безопасную для музыки «зримую» иллюстративность. Бесспорно, думается, взаимопроникновение музыки и живописи в целом ряде аспектов. Так, музыкальность в картинах опознаётся в использовании некоторых жанров (сонаты, симфонии, фуги, прелюдии), композиций (сонатно-симфонического цикла, фуги), приёмов формообразования (имитация), драматургии («полифоническая» многоплановость). Правомерно говорить и об изобразительности в музыке, имея в виду влияние жанра (суховатую «графичность» мелодического рисунка, мягкую «акварельность» инструментальных миниатюр), технику (отточенную линеарность). Анализ же образности и тематики показал другое – в этом отношении искусства довольно автономны. Потому, говоря о «музыкальности картин» и «живописности музыки», следует отдавать себе отчёт в том, где и как именно проявляются эти качества. На основе сопоставления становится ясным, что интуитивные чувствования «музыкальности» и «живописности» в родственных видах искусства имеют под собою почву, однако прямые аналогии неправомерны.
Ключевые слова: Чюрлёнис, музыкальная живопись, «лес» и «море» в творчестве Чюрлёниса
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Karatygin V. G. Poeziya idey. Pamyati khudozhnika-kompozitora M. K. Churlyonisa [The Poetry of Ideas. In Memory of Artist and Composer M.K. Čiurlionis]. Teatr i iskusstvo [Theater and Art]. 1912. No. 18, pp. 377–380.
3. Ostroumova-Lebedeva A. P. Avtobiograficheskiye zapiski. 1900–1916 [Autobiographical Notes. 1900–1916]. Moscow; Leningrad: Iskusstvo, 1945, p. 109.
4. Makovsky S. K. M. K. Churlyonis [M. K. Čiurlionis]. Apollon. 1911. № 5, p. 23.
5. Chudovskiy V. A. M. K. Churlyonis (otryvki) [M. K. Čiurlionis (Extracts)]. Apollon. 1914, No. 3, p. 20.
6. Ivanov V. I. M. K. Churlyonis i problema sinteza iskusstv [M. K. Čiurlionis and the Issue of Synthesis of the Arts]. Sobr. soch.: v 4 t. [Collected Works in 4 vol.]. Under the editorship of D. V. Ivanov and O. Deshart. Bruxelles: Foyer Oriental Chrétien, 1979. Vol. 3, pp. 151–152.
7. Citation from: Landsbergis V. V. Op.cit. P. 83.
8. Many works of Čiurlionis have variants of names.
9. Etkind M. H. Mir kak bol’shaya simfoniya [The World as a Great Symphony]. Leningrad: Iskusstvo, 1970, p. 14.
10. See: Fedotov V. M. Muzykal’nye osnovy tvorcheskogo metoda M.K. Churlyonisa: avtoref. dis. … kand. isk. [Musical Fundamental Concepts of M. K. Čiurlionis’ Creative Method: Thesis for Dissertation for Phd of Arts]. Petrozavodsk, 1996. 28 p.
11. Kazantseva L. P. Osnovy teorii muzykal’nogo soderzhaniya [Fundamentals of the Theory of Musical Content]. Astrakhan: Volga, 2009. 367 p.
12. Mieželaitis E. B. Mir Churlyonisa [The World of Čiurlionis]. Mieželaitis E. B. Kontrapunkt [Counterpoint]. Moscow: Izvestiya, 1971, pp. 442.