Понятие интонации в полифонической музыке
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Понятие музыкальной интонации трактуется в музыкознании многозначно. Российская наука продуктивно
использует его – вслед за Б. Асафьевым – для обозначения наименьшего образно-смыслового элемента му-
зыки. Для музыкальной интонации показательна полиморфность, то есть вариативность звукового оформ-
ления. Интонация легче опознаётся в одноголосной мелодии, но её атрибуция доставляет трудности в мно-
гоголосной музыке – как гомофонно-гармоническом, так и полифоническом многоголосии. В полифонии
звуковое оформление интонации различается в зависимости от характера взаимодействия голосов и – соот-
ветственно – от вида полифонии. В имитационной и подголосочной полифонии, как правило, одновремен-
но вибрируют разные звуковые формы одной и той же интонации. Возникает «интонационное поле» или
«полиинтонационное поле» – полифоническая ткань, образованная соответственно одной или несколькими
интонациями. В контрастной полифонии одновременно звучат разные одноголосные интонации. Похожий
результат – одновременное звучание двух или более интонаций – получается при сочетании нескольких
многоголосных пластов. Высокая смысловая значимость полифонической координации голосов даёт жизнь
– наряду с «темброинтонацией» (С. Слонимский), «гармонической интонацией» (Ю. Кремлёв), «ритмоин-
тонацией» и «интонацией динамики и артикуляции» (Ю. Холопов) – также и «полифонической интонации».
Ключевые слова: интонация, полифония, полифония пластов, полифоническая интонация.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Intonatsia [Intonation]. Мuzykal’nyy slovar’ Grouva [Grove’s Dictionary of Music]. Translation from English, Editied by L. O. Akopyan. Мoscow: Praktika, 2001. P. 355.
3. Intonatsia [Intonation]. Riman G. Мuzykal’nyy slovar’ [Riemann Hugo. Musical Dictionary]. Translated from the 5th German Edition by B. Jurgenson. Мoscow, 2004. P. 355.
4. Kazantseva L. P. Osnovy muzykal’nogo soderzhaniya [The Foundations of the Theory of Musical Content]. Аstrakhan: Volga, 2009. 367 p.
5. Меdushevsky V. V. Intonatsionnaya teoriya v istoricheskoy perspektive [The Theory of Intonation in a Historical Perspective]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1985, No. 7, pp. 66–70.
6. Protopopov V. V. Istoria polifonii v ee vazhneishikh yavleniyakh. Russkaya klassicheskaya i sovetskaya muzika [The History of Counterpoint in its Most Important Events. Russian Classical and Soviet Music]. Moscow: Muzgiz, 1962. 294 p.
7. Frayonov V. P. Polifonia [Counterpoint]. Musukal’nyy entsiklopedicheskiy slovar’ [Encyclopedic Dictionary of Music]. Moscow, 1991, pp. 432–433.
8. Yavorskiy B. L. Konstruktsiya melodicheskogo protsessa [The Construction of the Melodic Process]. Belyaeva-Ekzempliarskaya S., Yavorskiy B. Struktura mеlodii: trudy Gosakademii khudozhestvennykh nauk [The Structure of the Melody: Works of the State Academy of Artistic Sciences]. Мoscow, 1929, pp. 7–36.
9. Yavorskiy B. L. Stroenie muzykal’noy rechi. Materialy i zametki [The Structure of Musical Language. Materials and Notes]. Мoscow, 1908. 40 p.
10. Intonation. Apel, Willi ed. Harvard Dictionary of Music, 2 ed. Cambridge, Massachusets: The Belknap Press of Harvard University Press, 1969. Р. 421.
11. Intonation. Kennedy, Michael; Kennedy, Joyce; Rutherford-Johnson, Tim, Ed. The Oxford Dictionary of Music. 6 ed. L.: Oxford University Press, 2013. Р. 420.
12. Intonation. Sadie, Stanley, Ed. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. In 29 vol. 2 ed. L.: Grove, 2001. Vol. 12, pp. 502–505.