Дж. Тавенер. Монодрама «Смерть Ивана Ильича»: к вопросу об интерпретации одноимённой повести Л. Н. Толстого
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматриваются особенности воплощения повести «Смерть Ивана Ильича» великого русского
классика Льва Толстого в произведении видного британского композитора Джона Тавенера. Повод к постановке
данного вопроса видится в параллелях биографий двух авторов, в частности, в особом отношении музыканта
к русской литературе и музыкальной культуре. Интерпретация изучается при последовательном анализе
словесного и музыкального компонентов монодрамы. Тщательная работа композитора над текстом либретто
сказалась в целенаправленном сокращении и совмещении русскоязычных и англоязычных компонентов.
Весомый вклад в трактовку повести вносит продуманная комплектация исполнительского состава
произведения, символические тембры музыкальных инструментов, лаконичный лейтмотив, выразительные
интонационные характеристики действующих «сил» монодрамы, образно-художественная драматургия.
Проведённый анализ показал, что композитор усилил эмоциональный градус литературного первоисточника.
Это сближает монодраму с другим опытом обращения Джона Тавенера к русской классике – оперой «Кроткая»
по рассказу Фёдора Достоевского.
Ключевые слова: Джон Тавенер, Лев Толстой, монодрама, символика, интерпретация, интонация,
лейтмотив.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Kazantseva L. P. Analiz khudozestvennogo soderzhaniya vokal'nogo i khorovogo proizvedeniya [Analysis of the Artistic Content of Vocal and Choral Works]. Astrakhan: Volga, 2011. 130 p.
3. Kazantseva L. P. Osnovy teorii muzykal'nogo soderzaniya [Fundamentals of the Theory of Musical Content]. 2nd Ed. Astrakhan: Volga, 2009. 368 p.
4. Klochkova E. A. Bibleiskie simfonii A. Karamanova: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Biblical Symphonies of Alemdar Karamanov: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2004. 335 p.
5. Lev Tolstoy i Stasov. Perepiska. 1878–1906 [Lev Tolstoy and V. V. Stasov. Correspondence. 1878–1906]. Moscow: Priboy, 1929. 429 p.
6. Motyleva T. L. Tolstoy i sovremennye zarubezhnye pisateli [Tolstoy and Modern Foreign Writers]. Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1961; Direct Media, 2010. 134 p.
7. Nabokov V. V. Leksii po russkoy literature [Lectures on Russian Literature]. Moscow: Nezavisimaya Gazeta, 1998. 440 p.
8. Nikiforova O. V. Interpretation of Texts in Other Languages in Dmitri Smirnov’s Vocal Cycles. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 3, pp. 16–25. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.3.016-025.
9. Samorodov M. A. Intermedial'naya poetika prozy I. S. Turgeneva, L. N. Tolstogo, A. P. Chekhova v svete interpretatsii ikh proizvedeniy opernymi librettistami: avtoref. dis. … kand. filol. nauk [Intermedial Poetics of the Prose by Ivan Turgenev, Leo Tolstoy, and Anton Chekhov in Light of the Interpretation of their Works by Opera Librettists: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Philology]. Moscow, 2015. 18 p.
10. Tolstoy L. N. Smert' Ivana Il'icha [Death of Ivan Ilyich]. St. Petersburg: ABC, 2014. 416 p.
11. Kholopova V. N., Restan'o E. Sofiya Gubaydulina [Sofia Gubaidulina]. Moscow: Kompozitor, 1996. 360 p.
12. Shamkhalova P. Sh. Opera “Krotkaya” D. Tavenera: osobennosti musikal'nogo voploshcheniya odnoimennogo rasskaza F. M. Dostoevskogo [The Opera “A Gentle Spirit” by John Tavener: Features of the Musical Embodiment of the Eponymous Short Story by Feodor Dostoevsky]. Issledovaniya molodykh muzykovedov [Research Works by Young Musicologists]. 2018, pp. 144–151. URL: https://gnesin-academy.ru/issledovanija-molodyh-muzykantov-sbornik-statej-po-materialam-xi-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferencii-10-11-aprelja-2018-goda/ (05.11.2018).
13. “Ya ispytal ogromnoe vliyanie drevnerusskogo dukhovnogo peniya”: interv'yu E. Barbana s Dzh. Tavenerom [“I Experienced a Great Influence of Early Russian Spiritual Singing”: Interview of E. Barban with John Tavener]. URL: http://www.svoboda.org/a/270536.html (30.10.2018).
14. Tavener John. The Music of Silence. A Composer’s Testament. Ed. by Brian Keeble. London; N.Y.: Faber & Faber, 1999. 210 p.