Дж. Тавенер. Монодрама «Смерть Ивана Ильича»: к вопросу об интерпретации одноимённой повести Л. Н. Толстого

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Polina Sh. Shamkhalova
Liudmila P. Kazantseva

Аннотация

В статье рассматриваются особенности воплощения повести «Смерть Ивана Ильича» великого русского
классика Льва Толстого в произведении видного британского композитора Джона Тавенера. Повод к постановке
данного вопроса видится в параллелях биографий двух авторов, в частности, в особом отношении музыканта
к русской литературе и музыкальной культуре. Интерпретация изучается при последовательном анализе
словесного и музыкального компонентов монодрамы. Тщательная работа композитора над текстом либретто
сказалась в целенаправленном сокращении и совмещении русскоязычных и англоязычных компонентов.
Весомый вклад в трактовку повести вносит продуманная комплектация исполнительского состава
произведения, символические тембры музыкальных инструментов, лаконичный лейтмотив, выразительные
интонационные характеристики действующих «сил» монодрамы, образно-художественная драматургия.
Проведённый анализ показал, что композитор усилил эмоциональный градус литературного первоисточника.
Это сближает монодраму с другим опытом обращения Джона Тавенера к русской классике – оперой «Кроткая»
по рассказу Фёдора Достоевского.

Ключевые слова: Джон Тавенер, Лев Толстой, монодрама, символика, интерпретация, интонация,
лейтмотив.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Shamkhalova, P. S., & Kazantseva, L. P. (2019). Дж. Тавенер. Монодрама «Смерть Ивана Ильича»: к вопросу об интерпретации одноимённой повести Л. Н. Толстого. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 106–114. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1.106-114
Раздел
Музыка в системе культуры
Биографии авторов

Polina Sh. Shamkhalova, Астраханская государственная консерватория

Шамхалова Полина Шамхаловна, студентка кафедры теории и истории музыки

Liudmila P. Kazantseva, Астраханская государственная консерватория

Казанцева Людмила Павловна, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки

Библиографические ссылки

1. Dnevniki P. I. Chaykovskogo, 1873–1891 [Diaries of P. I. Tchaikovsky, 1873–1891]. St. Petersburg: Severnyy Olen', 1993. 296 p.
2. Kazantseva L. P. Analiz khudozestvennogo soderzhaniya vokal'nogo i khorovogo proizvedeniya [Analysis of the Artistic Content of Vocal and Choral Works]. Astrakhan: Volga, 2011. 130 p.
3. Kazantseva L. P. Osnovy teorii muzykal'nogo soderzaniya [Fundamentals of the Theory of Musical Content]. 2nd Ed. Astrakhan: Volga, 2009. 368 p.
4. Klochkova E. A. Bibleiskie simfonii A. Karamanova: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Biblical Symphonies of Alemdar Karamanov: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2004. 335 p.
5. Lev Tolstoy i Stasov. Perepiska. 1878–1906 [Lev Tolstoy and V. V. Stasov. Correspondence. 1878–1906]. Moscow: Priboy, 1929. 429 p.
6. Motyleva T. L. Tolstoy i sovremennye zarubezhnye pisateli [Tolstoy and Modern Foreign Writers]. Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1961; Direct Media, 2010. 134 p.
7. Nabokov V. V. Leksii po russkoy literature [Lectures on Russian Literature]. Moscow: Nezavisimaya Gazeta, 1998. 440 p.
8. Nikiforova O. V. Interpretation of Texts in Other Languages in Dmitri Smirnov’s Vocal Cycles. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 3, pp. 16–25. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.3.016-025.
9. Samorodov M. A. Intermedial'naya poetika prozy I. S. Turgeneva, L. N. Tolstogo, A. P. Chekhova v svete interpretatsii ikh proizvedeniy opernymi librettistami: avtoref. dis. … kand. filol. nauk [Intermedial Poetics of the Prose by Ivan Turgenev, Leo Tolstoy, and Anton Chekhov in Light of the Interpretation of their Works by Opera Librettists: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Philology]. Moscow, 2015. 18 p.
10. Tolstoy L. N. Smert' Ivana Il'icha [Death of Ivan Ilyich]. St. Petersburg: ABC, 2014. 416 p.
11. Kholopova V. N., Restan'o E. Sofiya Gubaydulina [Sofia Gubaidulina]. Moscow: Kompozitor, 1996. 360 p.
12. Shamkhalova P. Sh. Opera “Krotkaya” D. Tavenera: osobennosti musikal'nogo voploshcheniya odnoimennogo rasskaza F. M. Dostoevskogo [The Opera “A Gentle Spirit” by John Tavener: Features of the Musical Embodiment of the Eponymous Short Story by Feodor Dostoevsky]. Issledovaniya molodykh muzykovedov [Research Works by Young Musicologists]. 2018, pp. 144–151. URL: https://gnesin-academy.ru/issledovanija-molodyh-muzykantov-sbornik-statej-po-materialam-xi-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferencii-10-11-aprelja-2018-goda/ (05.11.2018).
13. “Ya ispytal ogromnoe vliyanie drevnerusskogo dukhovnogo peniya”: interv'yu E. Barbana s Dzh. Tavenerom [“I Experienced a Great Influence of Early Russian Spiritual Singing”: Interview of E. Barban with John Tavener]. URL: http://www.svoboda.org/a/270536.html (30.10.2018).
14. Tavener John. The Music of Silence. A Composer’s Testament. Ed. by Brian Keeble. London; N.Y.: Faber & Faber, 1999. 210 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)