Тональность: семантический аспект
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Современные представления о семантической окраске тональности в большой степени уповают на
метафоричность смыслов, причина которой правомерно отыскивается в механизме ассоциирования. Однако
объяснять столь сложный и стойкий феномен действием только метафорического переноса смыслов из
смежных областей в музыку было бы явным упрощением. В этом, казалось бы, сугубо личностном акте
немало объективного, «всеобщего». Тем самым в ассоциировании как принципе смыслообразования следует
усматривать не только спонтанность и субъективность смысловых связей, но и их вполне закономерный и
объективный характер.
Сегодня мы вправе говорить об онтологической, природной (отнюдь не субъективной) метафоричности
семантики тональности. Эта семантика имеет вполне объективные основания. Композитор программирует,
задаёт вполне определённую, художественно необходимую метафоричность. Важно понимать, что семантика
тональности непременно корректируется множеством факторов. Она находится в зависимости от контекста,
стало быть, она подвижна – в этом также состоит объективный закон её бытия.
Ключевые слова: тональность, семантика, метафоричность, стиль композитора, язык/речь, интертекстуальность,
архетип.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bozina O. A. Semantika tonal’nosti v opernom tvorchestve N. A. Rimskogo-Korsakova [Semantics of Tonality in the Operatic Legacy of N. A. Rimsky-Korsakov]. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Academy of Music and Theater, 2013. 194 p.
3. Volodin A. A. Rol’ garmonicheskogo spektra v vospriyatii vysoty i tembra zvuka [The Role of the Harmonic Spectrum in the Perception of Pitch and Timbre of Sound]. Muzykal’noe iskusstvo i nauka [Musical Art and Science]. Issue No. 1. Moscow, 1970, рр. 11–38.
4. Ivanchenko G. V. Psikhologiya vospriyatiya muzyki. Podkhody, problemy, perspektivy [The Psychology of the Perception of Music. Approaches, Problems, Perspectives]. Moscow: Smysl, 2001. 252 р.
5. Ivan’ko N. G. Stabat Mater v bogosluzhenii i kompozitorskom tvorchestve (k probleme zhanrovoy modeli): avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Stabat Mater in Church Service and in Composers’ Music (Concerning the Issue of the Genre Model): Thesis for Dissertation of Candidate of Arts]. Rostov-on-Don, 2006. 20 p.
6. Neizvestnyy Denisov. Iz Zapisnykh knizhek (1980/81–1986, 1995) [The Unknown Denisov. From the Notebooks (1980/81–1986, 1995)]. Moscow: Kompozitor, 1997. 159 р.
7. Zhigacheva L. T. Tonal’noe myshlenie Glinki kak otrazhenie sushchnostnykh chert russkoy narodnoy muzyki (tonalnye plany krupnykh form) [Tonal Tinking of Glinka as a Reflection of the Essential Features of Russian Folk Music (Tonal Plans of Large Forms)]. Problemy vzaemodii mystetstva ta teorii i praktyky osvity [Problems of the Universe of the Theory and Practice of Osvity]. Кiiv, 2000, рр. 136–143.
8. Kazantseva L. P. Semantika tonal’nosti v muzyke Rakhmaminova [The Semantics of Tonality in Rachmaninoff's Music]. Sergei Rakhmaninov. Istoriya i sovremennost’ [Sergei Rachmaninoff. History and Modernity]. Rostov-on- Don, 2005, рр. 147–365.
9. Orlova S. V. Semantika tonal’nostey v tvorchestve I. S. Bakha [The Semantics of Tonalities in the Works of I. S. Bach]. Khudozhestvennoe obrazovanie Rossii: sovremennoe sostoyanie, problemy, napravleniya razvitiya: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. [Artistic Education of Russia: the Current State, Problems, Directions of Development: Materials of the Russian Scholarly-Practical Conference]. Volgograd, 2005, pp. 143–150.
10. Paisov Yu. N. Politonal’nost’ v tvorchestve sovetskikh i zarubezhnykh kompozitorov XX veka [Polytonality in the Works of Composers of the Soviet Union and of other Countries in the Twentieth Century]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1977. 389 р.
11. Teplov B. M. Psikhologiya muzikal’nykh sposobnostey [Psychology of Musical Abilities]. Moscow; Leningrad: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1947. 355 р.
12. Fanning D. “Sovremennyy master Do mazhora” [“The Contemporary Master of C Major”]. Shostakovich. Mezhdu mgnoveniem i vechnost’yu [Shostakovich. Between an Instant and Eternity]. St. Petersburg, 2000, рр. 661–678.
13. Chigareva E. I. Opery Motsarta v kontekste kul’tury ego vremeni [Mozart's Operas in the Context of the Culture of his Time]. Moscow: Editorial URSS, 2000. 210 р.
14. Kholopov Yu. N. Vyrazitel’nost’ tonal’nykh struktur u P. I. Chaykovskogo [The Expressiveness of Tonal Structures in the Music of Piotr Tchaikovsky]. Problemy muzykal’noy nauki [Problems of Musical Science]. Issue. 2. Moscow, 1973, рр. 89–102.
15. Eynshtein A. Motsart: Lichnost’. Tvorchestvo [Einstein A. Mozart: Personality. Creation]. Moscow: Muzyka, 1977. 454 р.