Национально-историческая баллада в музыкальном искусстве романтизма: к постановке проблемы
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В результате системного анализа двух ветвей жанра романтической баллады –
табуированной и национально-исторической – подчёркивается их родовое сходство
(повествовательность, драматизм, привлечение фантастического элемента) и выделяются
индивидуальные признаки национально-исторической жанровой модели. Рассматриваются
её жанрово-феноменологические маркеры: жанровый код «Человек и историческая трагедия
народа»; генеральная интонация жанра Nordic sublime; персонажи – герой, возлюбленная,
повествователь.
Осуществляя поиск архетипических закономерностей в сюжетах, мотивных комплексах,
жанрово-семантическом амплуа героев, в архетипическом устройстве жанра на уровне
композиции и драматургии, авторы приходят к выводу, что национально-историческая
баллада, сохраняя своё логико-структурное содержание, конвертирует «генеральную
интонацию» жанра, вытесняя категорию иррационального страха. «Перелицовку» получают
балладные герои: инфернального пришельца сменяет Воин, повествователя – Певец-пророк
(бард), а жертвенную возлюбленную – героическая дева Севера.
На основе анализа сочинений Джона Блэквуда Мак-Ивена, Арнольда Бакса,
Горацио Паркера, Герарда Бунка, Франца Пёница рассмотрены способы музыкальной
репрезентации названных героев. Отмечено, что в зрелой формации жанра за каждым
героем закрепилась устойчивая лексико-интонационная сфера. Батальная, панегирическая
и героико-драматическая стилистика являются отличительной приметой Воина, женская
ламентация и нордический пейзаж составляют музыкальный портрет девы Севера,
музыкальной «эмблемой» барда становится одическая и песенно-повествовательная
стилистика.
Ключевые слова: романтизм, жанровый архетип, национально-историческая баллада.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.

Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Begicheva O. V. Romanticheskaya ballada v russkom muzykal'nom iskusstve XIX– XX vv.: zhanrovyy obzor [The Romantic Ballad in the Russian Musical Art of the 19th and the 20th Centuries: Genre Review]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedenie [Bulletin of the Adygea State University. Series 2: Philology and Art History]. 2018. N. 4, pp. 206–211.
3. Gornaya I. N. Finskaya kamerno-vokal'naya muzyka XX veka: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniya [20th Century Finnish Chamber-Vocal Music: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. St. Petersburg, 2006. 42 p.
4. Gurevich A. Ya. Srednevekovyy geroicheskiy epos germanskikh narodov [The Medieval Heroic Epos of the Germanic Peoples]. Starshaya Edda. Epos [The Elder Edda. Epic. Translation from the Ancient Slavic by A. Korsun]. St. Petersburg, 2001, pp. 5–20.
5. Kozubovskaya G. P. Pushkinskiy zimnedorozhnyy tsikl: balladnyy plast [Alexander Pushkin’s Cycle about the Winter Road: Ballad Stratum]. Kul'tura i tekst [Culture and Text]. 2017 (28). No. 1, pp. 98–124.
6. Kumichev I. V. Zhanr i mifopoeticheskaya spetsifika rok-ballady kontsa 60-kh – 70-kh godov XX veka: na materiale tvorchestva amerikanskikh i angliyskikh rok-grupp: dis. ... kand. filol. nauk [The Genre and Mythopoetic Specific Features of the Rock Ballads of the Late 1960s and the 1970s: Concerning the Material of the Works of American and English Rock Bands: Dissertation for the Degree of Doctor of Philology]. Kaliningrad, 2014. 225 p.
7. Magomedova D. M. K spetsifike syuzheta romanticheskoy ballady [Concerning the Specific Features of the Plot of the Romantic Ballad]. Poetika russkoy literatury [The Poetics of Russian Literature]. Russian State Humanitarian University. Moscow, 2001, pp. 38–45.
8. Mamieva I. V. Fenomen kompetentsii sleptsa-skazitelya v osetinskoy literature [The Phenomenon of the Competence of the Blind Narrator in the Ossetian Epos “Narty”]. Nartovedenie v XXI veke: sovremennye paradigmy i interpretatsii: sb. nauchnykh trudov [Nart Studies in the 21st Century: Contemporary Paradigms and Interpretations: A Compilation of Scholarly Articles]. North Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies. Vladikavkaz, 2015. 266 p.
9. Tumanova O. S. «No derzkogo v Valgalle ty naydesh…»: k voprosu o vospriyatii Skandinavii russkoy poeziey kontsa XVIII – pervoy chetverti XIX veka [“But You Will Find the Bold One in Valhalla”: Concerning the Question of Perception of Scandinavia in Russian Poetry of the 18th and the First Quarter of the 19th Century]. Filologiya v XXI veke: metody, problemy, idei: materialy V Vserossijskoy (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchnoy konferentsii [Philology in the 21st Century: Methods, Issues, Ideas: Materials of the 5th Russian (With International Participation) Scholarly Conference.]. Perm, 2017, pp. 343–348.
10. Björling D. Chopin and the G-minor Ballade. Luleå: LTU, 2002. 56 S.
11. Herder J. Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1967. 176 S.