Новая идеология музыкального театра и её воплощение в творчестве Хайнера Гёббельса

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Alexandra V. Krylova

Аннотация

В статье рассматривается творчество выдающегося реформатора современного музыкального театра – режиссёра, музыканта, композитора, театроведа Хайнера Гёббельса. Кардинальное отличие его разноплановых работ от традиционной модели оперного театра позволяет говорить о новой театральной идеологии, адептом которой выступает Гёббельс. На основе многочисленных интервью и высказываний композитора о своём творчестве в статье рассмотрен ряд особенностей, характеризующих его музыкально-театральные произведения в свете новаторских устремлений авторской музыкально-театральной эстетики. Большую роль в её формировании сыграли современные музыкально-театральные технические ресурсы, позволяющие на основе цифровых компьютерных технологий достичь нового качественного уровня синтеза искусств и стихий, объединяющих на концептуальной художественной платформе звук, слово, цвет, свет, огонь, воду, запахи, изображения, видеопроекции и иное. Цель этого – расширение возможностей воздействия на синестетические основы восприятия человека. Каждый компонент указанного синтеза трактуется композитором как самостоятельное информационное послание. Являясь истинным художником эпохи постмодерна, Гёббельс представляет музыкальный спектакль как полифонию текстов. Высокий уровень «плотности» информационного поля спектакля заставляет по-новому взглянуть и на процесс коммуникации со зрителем, который не интерпретирует смыслы, заложенные автором, а является в большой мере их создателем. Ряд названных и иных особенностей музыкального театра Гёббельса рассматриваются в статье на основе оперы «Пейзаж
с дальними родственниками».

Ключевые слова: Хайнер Гёббельс, музыкально-театральные компьютерные технологии, современная опера, экспериментальный музыкальный театр, синтез искусств.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Krylova, A. V. (2019). Новая идеология музыкального театра и её воплощение в творчестве Хайнера Гёббельса. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 225–234. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.225-234
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Alexandra V. Krylova, Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова

Крылова Александра Владимировна, проректор по научной работе, доктор
культурологии, кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой
продюсирования

Библиографические ссылки

1. Biryukova E. «Ya otkazyvayus' pokazyvat' ochevidnoe». Hayner Gebbel's gotovitsya k svoey pervoy postanovke v Rossii [“I Reject to Show the Obvious”. Heiner Goebbels Gets Ready for his First Performance in Russia]. Colta.RU. Akademicheskaya muzyka [Colta.RU. Academic Music]. 14.11.2014. URL: https://www.colta.ru/articles/music_classic/5353-ya-otkazyvayus-pokazyvat-ochevidnoe (01.09.2019).
2. Borisova A. “Nekotorye zriteli govorili mne, chto videli Boga”. V Novom prostranstve Teatra Natsiy otkryty installyatsii Haynera Gebbel'sa [“Some Viewers Told me they Saw God”. Installation by Heiner Goebbels in the New Space of the Theatre of Nations]. Gazeta.RU [Newspaper.RU]. 24.03.2017. URL: https://www.gazeta.ru/culture/2017/03/24/a_10591517.shtml (01.09.2019).
3. Gebbel's H. Estetika Otsutstviya. Teksty o muzyke i teatre [The Aesthetics of Absence: Texts about Music and Theatre]. Russian Translation by Olga Fedyanina. Moscow: Fund for Support and Development of the Electrotheatre Stanislavsky, 2015. 271 p. (Teatr i ego dnevnik [“The Theatre and its Diary”]).
4. Makarova A. Estetika opozdanija. Hayner Gebbel's «Estetika Otsutstviya. Teksty o muzyke i teatre» [The Aesthetics of Delay. “The Aesthetics of Absence. Texts about Music and Theatre” by Heiner Goebbels]. Muzykal'noe obozrenie [Musical Review]. 2017. 21 November. URL: https://muzobozrenie.ru/e-stetika-opozdaniya-hajner-gebbel-s-e-stetika-otsutstviya-teksty-o-muzy-ke-i-teatre/ (01.09.2019).
5. Shenderova A. Logika Haynera Gebbel'sa [The Logic of Heiner Goebbels]. Teatr [Theatre]. 2015. No. 21-22. URL: http://oteatre.info/issues/2015-21-22/ (01.09.2019).
6. Dahan E. Heiner Goebbels sort l'arsenal de guerre. La Liberation (FR). 25 October, 2002. URL: https://www.heinergoebbels.com/en/archive/texts/reviews/read/392 (01.09.2019).
7. Gourgouris S. Performance as Composition: Heiner Goebbels Interviewed by Stathis Gourgouris. A Journal of Performance and Art. 2004. Vol. 26. No. 3, pp. 1–16.
8. Lindemann Th. Heiner Goebbels : “Opernhäuser sind Museen”. Crescendo (DE). 04.2007. URL: https://www.heinergoebbels.com/en/archive/texts/interviews/read/429 (01.09.2019).
9. Nyffeler Mx. Sound – Space-Choreography – a Profile of Composer Heiner Goebbels. Ballett international. MNTH 10, 1996, pp. 46–50.
10. Salzman E., Desi Th. The New Music Theater; Seeing the Voice, Hearing the Body. New York: Oxford University Press, 2008. 408 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)