Об одном модусе воплощения образа ночи в музыке
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению одного из востребованных в музыкальном искусстве образов – образа
ночи. Отмечая множественность смысловых ракурсов воплощения данной темы в музыке, автор подчёр-
кивает доминирование двух: ночь как таинство любви, и ночь как архетип тьмы – бездны, бесконечности,
небытия, переживаемого человеческим сознанием как ужас, животный страх исчезновения. Исследование
природы этого образа, порождающих его эмоциональных движений души, а также средств воплощения его
в музыкальном искусстве – цель статьи. Автором предложен путь изучения данной темы, который основан
на рассмотрении биологической природы эмоций, специфики их проявления на физиологическом уровне
и ведёт к рассмотрению моделирования их в звуковом материале и оценке в историко-культурном срезе.
Это позволяет выделить устойчивые инвариантные средства воплощения эмоций, рождаемых образом Ночи
как предела бытия, на уровне средств музыкального языка. В процессе культурного отбора музыкальных
средств, способных осуществить художественное моделирование эмоции страха, продуцируемой темой
ночи, в перечень инвариантных попадают именно те, которые имеют ассоциативную связь с переживаемыми
организмом человека состояниями. Этот путь исследований представляется продуктивным, поскольку ведёт
к пониманию сути музыки как коммуникативной системы, апеллирующей к эмоционально-чувственной, а
не понятийной природе познания мира.
Ключевые слова: ночь, музыка, эмоции, страх, художественный образ.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.

Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Delyumo Zh., Frezer Dzh. Identifikatsiya uzhasa [Delumeau Jean, Frazer James George. Identification of Horror]. Moscow: Algoritm, 2009. 240 p.
3. Krylova A. V. Muzyka nochi: ot metafory k sobytiyu [Music of Night: from the Metaphor to Event]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture, Education]. 2012, No. 2 (33), pp. 76– 79.
4. Fiziologiya i psikhologiya strakha [The Physiology and Psychology of Fear]. Psikhiatriya i psikhologiya: MedLinks [Psychiatry and Psychology: MedLinks]. URL: http://www.medlinks.ru/article. php?sid=46337 (25.07.2016).
5. Freyd Z. Po tu storonu printsipa udovol’stviya [Freud, Sigmund. Beyond the Pleasure Principle]. Moscow: Prosveshchenie, 1992. 576 c.
6. Furtay F. “Noch’” i “Den’” kak arkhetipy bol’shogo khudozhestvennogo stilya [“Night” and “Day” as Archetypes of The Grand Artistic Style]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad Pushkin State University]. 2010. Issue 3, Volume 2, pp. 219– 224.
7. Khaydegger M. Chto takoe metafizika [Heidegger, Martin. What is Metaphysics]. Vladimir Bibikhin, perevody [Vladimir Bibikhin. Translations]. URL: http://www.bibikhin.ru/cto_takoe_metafizika (25.07.2016).
8. Kholopova V. N. Muzykal’nye emotsii: uchebnoe posobie dlya muzykal’nykh vuzov i vuzov iskusstv [Musical Emotions: a Textbook for Musical High Schools and Art Colleges]. Moscow: Multiprint, 2010. 348 p.
9. Davies S. The Expression of Emotion in Music. Mind. 1980. LXXXIX, pp. 67–86.
10. Juslin P., Sloboda J. (Eds.) Music and Emotion. Oxford University Press, 2001 (repr/2002, 2003, 2004). P. 82.
11. Peltola H., Saresma T. Spatial and Bodily Metaphors in Narrating the Experience of Listening to Sad Music. Musicae Scientiae. September 2014, 18, pp. 292–306.
12. Robinson J. Deeper than Reason: Emotion and Its Role in Literature, Music, and Art. Oxford University Press, USA; New Ed edition (14 Jun. 2007). 516 p.
13. Robinson J., Hatten R. Emotions in Music. Music Theory Spectrum. 2012. Volume 34(2), pp. 71–106.
14. Saarikallio S. Music as Emotion Regulation. Musicae Scientiae. March 2016, 20 (10), p. 10.