Фоносфера мегаполиса как феномен звукового синтеза: к проблеме экологии аудиальной среды
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Цивилизация привнесла в некогда реальный мир покоя и гармонии мощные звуковые посылы множествен-
ных искусственно созданных источников звука. Они формируют агрессивное синтетическое звуковое поле и
сопровождают бытие человека. Издержки технического прогресса коснулись не только природной экологи-
ческой среды, но и среды культурной, частью которой является звуковой контент современного города. По-
нимая под аудиальной средой звуковой континуум, окружающий человека, автор рассматривает фоносферу
города в диахроническом срезе. Выделяются три исторические её модели: древнерусский город; город рубе-
жа XIX и XX веков; современный мегаполис. Исследование последней модели показывает, что звуковой хаос
современного городского пространства складывается из множественных источников как шумового, так и
музыкального происхождения. В массивах доминирующих технофонаций музыка перестаёт восприниматься
актом коммуникации. Звуковая картина мира оказывается перенасыщенной, дисгармоничной, фрагментар-
ной. Провоцируя повышение нервного напряжения и стрессовые состояния, она предрасполагает к рассеян-
ности внимания, создавая привычку отбрасывать любую аудиальную информацию в раздел фоновой, то есть
вторичной. Для массового потребителя такая слуховая ориентация предопределяет музыкально-стилевые
предпочтения, лежащие за пределами длительно интонируемых смыслов, присущих академическому музы-
кальному искусству. Осмысленность звуковой информации пространства города, как составляющая музы-
кальной традиции быта, как часть ритуально-обрядового жизненного цикла человека сменяется господством
аудиального хаоса. Профессиональный звуковой дизайн городского пространства – путь к оздоровлению
аудиальной экологии города.
Ключевые слова: фоносфера, город, экология аудиальной среды, звуковая картина мира.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.

Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Dragun O. N. Shum i ego vozdeystvie na organizm [Noise and its Influence on the Organism]. URL: http://festival.1september.ru/articles/551712/ (14.05.2016).
3. Ierodiakon Roman. O sushchnosti russkogo kolokol'nogo zvona. «Zvuchashchaya ikona»: doklad na Simpoziume, posvyashchennom russkim kolokolam. Garvardskiy universitet (SShA), 1–2 iyunya 2008 [Concerning the Substance of the Russian Bell Chime. “The Sounding Icon”: Report of the Symposium dedicated to Russian Bells. Harvard University (USA), 1–2 June 2008]. URL: http://www.danilovbells.ru/bellsonrussia/articles/dyh_kolokolnogo_zvona_i_zvychani.html. (13.05.2016).
4. Imamutdinova Z. A. K yavleniyu fonosfery i muzykal'no-zvukovogo mira musul'manskogo goroda [Concerning the Phenomenon of the Phonosphere and the Audio-Musical World of a Muslim City]. Zvukovaya sreda sovremennosti: sb. st. pamyati M. E. Tarakanova [The Sound Environment of the Modern Age. A Collection of Articles in Memory of M. E. Tarakanov]. Moscow, 2012, pp. 340–358.
5. Likhachev D. S. Obraz goroda [The Image of the City]. Russkoye iskusstvo ot drevnosti do avangarda [Russian Art from Ancient Times to the Avant-garde]. Moscow, 1992, pp. 331–359.
6. Likhachev D. S. Ekologiya kul'tury [The Ecology of Culture]. Zametki o russkom [The Notes about Russian Features.]. Moscow, 2014, pp. 88–103.
7. Likhachev D. S. Ekologiya kul'tury [The Ecology of Culture]. Russkaya kul'tura [Russian Culture]. St. Petersburg, 2000, pp. 91–101.
8. Simvolizm: yazyk simvolov – yazyk vechnosti. Kolokola – garmonizatory prostranstva [Symbolism: the Language of Symbols is the Language of Eternity. Bells are Harmonizers of Space]. URL: http://www.symbolizm.ru/index.php/simvolizm-zvuka/236-bellharmony. (13.05.2016).
9. Tarakanov M. E. Muzykal'noye prostranstvo i zvukovaya sreda obitaniya [Musical Space and the Sound Environment]. Zvukovaya sreda sovremennosti: sb. st. pamyati M. E. Tarakanova [The Sound Environment of the Modern Age. A Collection of Articles in Memory of M. E. Tarakanov]. Moscow, 2012, pp. 32–37.
10. Allen A. Ecomusicology: Ecocriticism and Musicology. Journal of the American Musicological Society. 2011. Volume 64 (2), pp. 391–394.
11. Clover C. Listening in the City. Antennae. The Journal of Nature in Visual Culture. 2013. Volume 27, pp. 19–30.
12. Farina A. Soundscape ecology: Principles, patterns, Methods and Applications. Dordrecht, Holland: Springer, 2014. 315 p.
13. Krims A. Music and Urban Geography. New York: Routledge, 2007. 248 p.
14. Magen A. Australian Forum of Acoustic Ecology Soundscape. The Journal of Acoustic Ecology. 2009. No. 9 (1), p. 2.
15. Schafer R. The Tuning of the World. New York: Alfred A. Knopf, 1977. 301 p.