Горизонты инобытия. К 85-летию со дня рождения Альфреда Шнитке
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Альфред Шнитке в своей музыке не раз прогнозировал будущее. И один из важнейших
его прогнозов состоял в нарастающей опасности поглощения человеческого начала
космическим. Пути приближения к моделированию процессов космизации пролегали через
восхождение к разного рода абстракциям и через «глобализацию» звуковой материи. Флюиды
космизма явственно ощутимы также в пантеистических картинах, созданных композитором.
От подобных художественных решений Шнитке не раз поднимался к высотам вневременны́х
категорий, что несомненно отмечало вхождение в сферу космогонии. Собственно
трансформация земной цивилизации в космическое инобытие с наибольшей осязаемостью
представлена в двух сочинениях Шнитке. Созданная им на знаменитом синтезаторе «АНС»
композиция и получившая весьма характерное название «Поток» (1969) демонстрирует
надвигающуюся ситуацию тотального поглощения любых проявлений человеческого начала,
делая музыку звукошумовым аналогом вселенской материи, её загадочного Нечто и Ничто и
внушая апокалиптическое чувство неотвратимости глобальной катастрофы. Всеобъемлющую
разработку рассматриваемая проблема получила во Второй симфонии (1979), где
в метафорической форме прослеживается путь европейской цивилизации от её истоков
времён Средневековья к неизбежному исходу в гипотетическом будущем посредством
перехода земной материи в некое космическое измерение, что делает данное произведение
манифестом уже начавшегося процесса перерождения человеческого бытия в смутно
прозреваемое инобытие.
Ключевые слова: идеи космизма в музыке Альфреда Шнитке, Вторая симфония Шнитке,
электронная музыка Шнитке.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Vishnevskaya L. A. «Dva geniya s beregov Volgi» [“Two Geniuses from the Banks of the Volga”]. Muzyka i vremya [Music and Time]. 2017. No. 11, pp. 25–27.
3. Demchenko A. I. Al'fred Shnitke. Konteksty i kontsepty [Alfred Schnittke. Contexts and Concepts]. Moscow: Kompozitor, 2009. 256 p.
4. Demchenko A. I. Refleksy pamyati genotipa Al'freda Shnitke [Reflexes of Memory of the Alfred Schnittke Genotype]. Pamyat' v iskusstve i nauke [Memory in Art and Science]. Moscow: Moscow University of Humanities, 2016, pp. 63–80.
5. Denisov A. V. Bezmolvnye tayny Chetvertoy simfonii A. Shnitke [The Silent Secrets of the Fourth Symphony by Alfred Schnittke]. Bogosluzhebnye praktiki i kul'tovye iskusstva v sovremennom mire [The Liturgical Practices and Religious Arts in the Modern World]. Issue 3. Maykop: Magarin O. G., 2018, pp. 379–392.
6. Dolmatova M. V. Emotsii v muzyke [Emotions in Music]. Muzykovedenie [Musicology]. 2019. No. 4, pp. 38–47.
7. Ivashkin A. V. Besedy s Al'fredom Shnitke [Conversations with Alfred Schnittke]. Moscow: Klassika-XXI, 2005. 320 p.
8. Klassen N. D. Al'fred Shnitke. Proshloe i nastoyashchee v kontekste sovremennogo iskusstva na primere zhanra Concerto grosso [Alfred Schnittke. The Past and Present in the Context of Contemporary Art by the Example of the Genre of the Concerto Grosso]. Traditsii i novatorstvo v kul'ture i iskusstve [Traditions and Innovations in Culture and Art]. Institute for the Development of Education. Astrakhan, 2016, pp. 57–60.
9. Kovalevskiy G. V. Kinomuzyka Al'freda Shnitke v kontekste evolyutsii ego tvorchestva [The Film Music of Alfred Schnittke in the Context of the Evolution of His Work]. Muzyka v kul'turnom prostranstve Evropy – Rossii [Music in the Cultural Space of Europe – Russia]. Russian Institute of Art History. St. Petersburg, 2014, pp. 299–311.
10. Savenko S. I. Portret khudozhnika v zrelosti [Portrait of the Artist in Maturity]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1981. No. 9, pp. 35–41.
11. Kholopova V. A. Kompozitor Al'fred Shnitke [Composer Alfred Schnittke]. Moscow: Kompozitor, 2008. 228 p.
12. Tsvetkova P. Yu. Kamerno-vokal'naya muzyka Al'freda Shnitke: stilevoy i zhanrovyy aspekty: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Chamber-Vocal Music by Alfred Schnittke: Stylistic and Genre Aspects: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2018. 32 p.
13. Shnitke A. G. Stat'i o muzyke [Music Articles]. Moscow: Kompozitor, 2004. 405 p.
14. Shul'gin D. I. Gody neizvestnosti Al'freda Shnitke: besedy s kompozitorom [Alfred Schnittke’s Years of Uncertainty: Conversations with the Composer]. Moscow: Delovaya Liga, 1993. 112 p.