«Звёздное» десятилетие Георгия Свиридова

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Alexander I. Demchenko

Аннотация

Окончательное обретение своего стиля произошло у Георгия Свиридова в середине 1950-х годов, начиная с вокального цикла «Песни на слова Роберта Бёрнса» (1955). Произведение открыло совершенно особую фазу в творческой биографии композитора, когда по ряду позиций он оказался несомненным лидером отечественной музыки. Именно Свиридову удалось с наибольшей силой выразить царивший тогда в стране дух социального энтузиазма, возникший во времена так называемой «оттепели», что получило яркое выражение в «Поэме памяти Сергея Есенина» (1956) и «Патетической оратории» (1959). В первой половине 1960-х годов присущая Свиридову чуткость к веяниям времени повлекла за собой закономерное и весьма радикальное преобразование его художественной системы. Причём в ряде случаев он был способен дать более впечатляющее претворение новых веяний, основными носителями которых были тогда молодые авторы, составившие следующее поколение отечественных композиторов. Так, одна из самых ярких творческих инициатив была выдвинута Свиридовым в русле возникшей «новой фольклорной волны» – её знаковым произведением стали «Курские песни» (1963). Вместе с молодыми коллегами по «русофильству» 1960-х годов Георгий Свиридов широко раздвигал горизонты представлений о гранях и проявлениях национального, сильнее и значительнее, чем кто-либо, раскрывая в музыкальных образах его суть, примером чему может служить партитура, завершавшая траекторию «звёздного» десятилетия – «Маленький триптих» (1964).

Ключевые слова: Георгий Свиридов, музыкальная культура России, новая фольклорная волна, вокальный цикл, оратория

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Demchenko, A. I. (2015). «Звёздное» десятилетие Георгия Свиридова. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 25–37. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.4.025-037
Раздел
Культурное наследие в исторической оценке
Биография автора

Alexander I. Demchenko, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Демченко Александр Иванович –
доктор искусствоведения,
профессор кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Georgiy Sviridov v vospominaniyakh sovremennikov [Georgy Sviridov in the Memoirs of Contemporaries]. Compilations and commentaries by A. B. Wulf; auth. foreword by V. G. Rasputin. Moscow: Molodaya gvardiya, 2006. 763 p.
2. Georgiy Sviridov: sb. st. i issledovaniy [Georgy Sviridov. Compilation of Articles and Research Works]. Compiled by R. S. Ledenyov. Moscow: Muzyka Press, 1979. 460 p.
3. Kniga o Sviridove [A Book about Sviridov]. Compiled by A. A. Zolotov. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1983. 282 p.
4. Muzykal’nyy mir Sviridova. Stat’i. Issledovaniya [The Musical World of Sviridov. Articles. Research Works]. Compiled by A. S. Belonenko. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1989. 450 p.
5. Sviridov G. V. Muzyka kak sud’ba [Music as Destiny]. Moscow: Molodaya gvardiya, 2002. 798 s.
6. Sokhor A. N. G. V. Sviridov [G. V. Sviridov]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1972. 345 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>