Скиф-неофит начала ХХ века

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Alexander I. Demchenko

Аннотация

Одна из ипостасей раннего творчества Сергея Прокофьева была связана с особым художественным фено-
меном, который вошёл в историю культуры начала ХХ века с обозначением «скифство». Подобные образы
получили максимальную концентрацию в балете «Ала и Лоллий», переработанном в оркестровую компо-
зицию с симптоматичным названием «Скифская сюита». Исходной идеей становится показ первозданного
человека, отбросившего условности цивилизации и живущего в теснейшем родстве с нетронутой приро-
дой. В союзе с загадочными силами земли творится древний обряд, полумистическое волхвование. Нео-
жиданный поворот языческая образность получила в связи с революционными событиями в России 1917 года.
Смысл происходящего в кантате «Семеро их» можно представить как грандиозный обряд неистового
ниспровержения – так композитор попытался передать наплыв величайшей смуты, ощущение грандиозной
ломки мира, извержение невиданных сил. Многое в приведённых характеристиках смыкается с тем, что пра-
вомерно определить как комплекс агрессивности. В соприкосновение с ним вступал и музыкальный гротеск
(фортепианный цикл «Сарказмы»).

Ключевые слова: С. Прокофьев, художественное «скифство», музыкальный гротеск, фортепианный цикл
«Сарказмы», «Скифская сюита», кантата «Семеро их».

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Demchenko, A. I. (2016). Скиф-неофит начала ХХ века. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 33–41. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.1.033-041
Раздел
Культурное наследие в исторической оценке
Биография автора

Alexander I. Demchenko, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Демченко Александр Иванович – 
доктор искусствоведения,
профессор кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Alekseyev A. D. Sovetskaya fortepiannaya muzyka (1917–1945) [Soviet Piano Music (1917–1945)]. Moscow: Muzyka, 1974. 248 p.
2. Alshvang A. A. Izbrannye sochineniya [Selected Works]. Volume 1. Moscow: Muzyka, 1964. 432 p.
3. Andreev Yu. A. Revolyutsiya i literature [Revolution and Literature]. Leningrad: Nauka, 1969. 391 p.
4. Asafiev B. V. Sergey Prokofiev [Sergei Prokofiev]. Leningrad: Triton, 1927. 40 p.
5. Asafiev B. V. Skryabin. Opyt kharakteristiki [Scriabin. An Attempt of Characterization]. Petrograd: Svetozar, 1921. 62 p.
6. Barsova I. A. Simfonii Gustava Malera [The Symphonies of Gustav Mahler]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1975. 496 p.
7. Bakhtin M. M. Voprosy literatury i estetiki [Questions of Literature and Aesthetics]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1975. 504 p.
8. Belaya G. A. Khudozhestvennyy mir sovremennoy prozy [The Art World of Modern Prose]. Moscow: Nauka, 1983. 191 p.
9. Gyugo V. Sob. soch.: v 15 t. [Hugo V. Collected Works: in 15 Volumes]. Volume 14. Moscow: Goslitizdat, 1956. 766 p.
10. Kalashnikova A. V. S. Prokof’ev i skifskie motivy v kul’ture Serebryanogo veka [Prokofiev and the Scythian Motives in the Culture of the Silver Age]. Nizhny Novgorod, 2008. 24 p.
11. Kurchenko A. “Skifstvo” v russkoy muzyke nachala XX veka sb. st.: [“Scythianism” in Russian Music of the Early 20th Century]. Iz istorii russkoy i sovetskoy muzyki [From the History of Russian and Soviet Music: a Compilation of Articles]. Issue 2. Compiled by A. Kandinsky. Moscow, 1976. pp. 170–195.
12. Nestyev I. V. Zhizn’ Sergeya Prokofieva [The life of Sergei Prokofiev]. 2nd Edition. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1973. 713 p.
13. Pamyati S. Prokofieva [In Memory of Sergei Prokofiev]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1991, No. 4. 111 с.
14. Tarakanov M. E. Stil’ simfoniy Prokofieva [The Style of Prokofiev’s Symphonies]. Moscow: Muzyka, 1968. 432 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>