К проблеме взаимодействия личности и среды в последних инструментальных концертах Д. Д. Шостаковича

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Alexander I. Demchenko

Аннотация

Важнейшей стороной в развитии музыки России с середины 1950-х годов стало художественное исследо-
вание взаимоотношений индивида и окружающей его среды. Поиск конкретно-индивидуализированных
форм воплощения подобной проблематики приводил композиторов чаще всего к жанру инструментально-
го концерта, где фактурный принцип организации материала даёт естественные возможности для отчёт-
ливой дифференциации личностного начала и образа внешней действительности. Шостаковича вопросы
взаимодействия личности и среды интересовали с наибольшей силой примерно на протяжении десятилетия
(1957–1967). Именно в это время в его творчестве жанр инструментального концерта получил особенно
интенсивное развитие. Отправным пунктом в разработке вопросов взаимодействия личности и среды стал в
позднем творчестве Шостаковича Второй фортепианный концерт (1957), где представлена модель полного
контакта личности с окружающей средой, что для творчества Шостаковича является весьма большой редко-
стью. И уже в самые ближайшие годы композитор начинает моделировать взаимоотношения индивида с дей-
ствительностью совсем иначе. Важной вехой на этом пути стал его Первый виолончельный концерт (1959),
отразивший ситуацию нарастающей противоречивости мироощущения человека рубежа 1950–1960-х годов
в его нарушившихся связях с окружающим миром. Центральным произведением рассматриваемой тематики
является Второй виолончельный концерт (1966). Генеральный конфликт проходит здесь по линии столкно-
вения категорий высокого и низкого, прекрасного и безобразного, духовного и примитивного, человечного
и антигуманного. В ходе сопряжения и противоборства этих идейно-смысловых пластов вырастает одна
из сложнейших философских концепций Шостаковича, целиком посвященная проблеме выявления всевоз-
можных типов взаимоотношений индивида с окружающим миром. Множество противоречий, способных
возникнуть в ходе развития данной проблематики, оказались здесь стянутыми в трудноразрешимый клубок.
Вслед за столь критической кульминацией противоречивость начала быстро спадать, свидетельством чему
стал Второй скрипичный концерт (1967), где во многом преодолеваются коллизии, прежде казавшиеся почти
безвыходными. Таким образом, выдающийся мастер выдвинул в своих поздних концертах все основные мо-
дели возможных взаимоотношений личности и среды – от гармонии (Второй фортепианный концерт) через
нарастающую противоречивость (Первый виолончельный концерт) и открытый конфликт (Второй виолон-
чельный концерт) к преодолению противоречивости (Второй скрипичный концерт).

Ключевые слова: инструментальные концерты Шостаковича, проблема взаимодействия личности и среды,
основные модели.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Demchenko, A. I. (2016). К проблеме взаимодействия личности и среды в последних инструментальных концертах Д. Д. Шостаковича. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 48–57. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.4.048-057
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Alexander I. Demchenko, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Демченко Александр Иванович – 
доктор искусствоведения,
профессор кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Volkov S. M. Shostakovich i Stalin: khudozhnik i tsar’ [Shostakovich and Stalin: the Artist and the Tsar]. Moscow: Eksmo, 2004. 640 p.
2. Demchenko A. I. Ob odnom iz smyslovykh rakursov v pozdnem tvorchestve D. Shostakovicha [About one of the Semantic Angles in the Late Works of Shostakovich]. Tvorchestvo D. Shostakovicha v kontekste mirovogo khudozhestvennogo prostranstva: sb. st. mezhdunar. nauch. konf. [The Oeuvres of Dmitri Shostakovich in the Context of the Global Artistic Domain: Compilation of Articles of the International Scholarly Conference]. Astrakhan, 2007, pp. 306–322.
3. Izuchaya mir Dmitriya Shostakovicha: sb. st. [Studying the World of Dmitri Shostakovich: a Compilation of Articles]. Ed. G. P. Ovsyankina. St. Petersburg: Soyuz khudozhnikov, 2011. 240 p.
4. Ostrovskaya G. I. Poslednie kvartety D. Shostakovicha [The Last Quartets of Shostakovich]. Muzyka v sovremennom mire: nauka, pedagogika, ispolnitel’stvo [Music in the Modern World: Science, Pedagogy, Performance]. Ed. I. N. Vanovskaya. Tambov, 2013, pp. 104–118.
5. Shchedrin R. K. D. Shostakovich – glazami sovremennikov [Dmitry Shostakovich – Through the Eyes of his Contemporaries]. Muzykal’naya zhizn’ [Musical Life]. 1981, No. 17, p. 1.
6. Fay L. E. Shostakovich: A Life. Oxford University Press, 2000. 492 p.
7. Matthew-Walker R. Shostakovich’s Sixteenth Symphony. Musical Opinion. Volume 129. No. 1451. March/April 2006, рр. 118–138.
8. Norris C. Music and the Politics of Culture. Lawrence & Wishart, 1989. 364 p.
9. Steinberg M. The Symphony: A Listener’s Guide. Oxford University Press, 1998. 678 p.
10. Wilson E. Interpreting Shostakovich’s Eclectic Second Cello Concerto. Miranda Strings. Volume 26. No. 5, December 2011, рр. 73–92.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>