К проблеме взаимодействия личности и среды в последних инструментальных концертах Д. Д. Шостаковича
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Важнейшей стороной в развитии музыки России с середины 1950-х годов стало художественное исследо-
вание взаимоотношений индивида и окружающей его среды. Поиск конкретно-индивидуализированных
форм воплощения подобной проблематики приводил композиторов чаще всего к жанру инструментально-
го концерта, где фактурный принцип организации материала даёт естественные возможности для отчёт-
ливой дифференциации личностного начала и образа внешней действительности. Шостаковича вопросы
взаимодействия личности и среды интересовали с наибольшей силой примерно на протяжении десятилетия
(1957–1967). Именно в это время в его творчестве жанр инструментального концерта получил особенно
интенсивное развитие. Отправным пунктом в разработке вопросов взаимодействия личности и среды стал в
позднем творчестве Шостаковича Второй фортепианный концерт (1957), где представлена модель полного
контакта личности с окружающей средой, что для творчества Шостаковича является весьма большой редко-
стью. И уже в самые ближайшие годы композитор начинает моделировать взаимоотношения индивида с дей-
ствительностью совсем иначе. Важной вехой на этом пути стал его Первый виолончельный концерт (1959),
отразивший ситуацию нарастающей противоречивости мироощущения человека рубежа 1950–1960-х годов
в его нарушившихся связях с окружающим миром. Центральным произведением рассматриваемой тематики
является Второй виолончельный концерт (1966). Генеральный конфликт проходит здесь по линии столкно-
вения категорий высокого и низкого, прекрасного и безобразного, духовного и примитивного, человечного
и антигуманного. В ходе сопряжения и противоборства этих идейно-смысловых пластов вырастает одна
из сложнейших философских концепций Шостаковича, целиком посвященная проблеме выявления всевоз-
можных типов взаимоотношений индивида с окружающим миром. Множество противоречий, способных
возникнуть в ходе развития данной проблематики, оказались здесь стянутыми в трудноразрешимый клубок.
Вслед за столь критической кульминацией противоречивость начала быстро спадать, свидетельством чему
стал Второй скрипичный концерт (1967), где во многом преодолеваются коллизии, прежде казавшиеся почти
безвыходными. Таким образом, выдающийся мастер выдвинул в своих поздних концертах все основные мо-
дели возможных взаимоотношений личности и среды – от гармонии (Второй фортепианный концерт) через
нарастающую противоречивость (Первый виолончельный концерт) и открытый конфликт (Второй виолон-
чельный концерт) к преодолению противоречивости (Второй скрипичный концерт).
Ключевые слова: инструментальные концерты Шостаковича, проблема взаимодействия личности и среды,
основные модели.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Demchenko A. I. Ob odnom iz smyslovykh rakursov v pozdnem tvorchestve D. Shostakovicha [About one of the Semantic Angles in the Late Works of Shostakovich]. Tvorchestvo D. Shostakovicha v kontekste mirovogo khudozhestvennogo prostranstva: sb. st. mezhdunar. nauch. konf. [The Oeuvres of Dmitri Shostakovich in the Context of the Global Artistic Domain: Compilation of Articles of the International Scholarly Conference]. Astrakhan, 2007, pp. 306–322.
3. Izuchaya mir Dmitriya Shostakovicha: sb. st. [Studying the World of Dmitri Shostakovich: a Compilation of Articles]. Ed. G. P. Ovsyankina. St. Petersburg: Soyuz khudozhnikov, 2011. 240 p.
4. Ostrovskaya G. I. Poslednie kvartety D. Shostakovicha [The Last Quartets of Shostakovich]. Muzyka v sovremennom mire: nauka, pedagogika, ispolnitel’stvo [Music in the Modern World: Science, Pedagogy, Performance]. Ed. I. N. Vanovskaya. Tambov, 2013, pp. 104–118.
5. Shchedrin R. K. D. Shostakovich – glazami sovremennikov [Dmitry Shostakovich – Through the Eyes of his Contemporaries]. Muzykal’naya zhizn’ [Musical Life]. 1981, No. 17, p. 1.
6. Fay L. E. Shostakovich: A Life. Oxford University Press, 2000. 492 p.
7. Matthew-Walker R. Shostakovich’s Sixteenth Symphony. Musical Opinion. Volume 129. No. 1451. March/April 2006, рр. 118–138.
8. Norris C. Music and the Politics of Culture. Lawrence & Wishart, 1989. 364 p.
9. Steinberg M. The Symphony: A Listener’s Guide. Oxford University Press, 1998. 678 p.
10. Wilson E. Interpreting Shostakovich’s Eclectic Second Cello Concerto. Miranda Strings. Volume 26. No. 5, December 2011, рр. 73–92.