Оратории войны и мира
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
её преддверия воплотились в различных жанрах, в том чис-
ле, в кантате и оратории. Время отобрало три партитуры:
«Александр Невский» Сергея Прокофьева (1938), «На поле
Куликовом» (1939) и «Сказание о битве за Русскую землю»
(1944) Юрия Шапорина. Прокофьев даёт прямые проекции на
современность, моделируя вторжение иноземных полчищ и
предстоящую битву с ними. Завоеватели предстают гипербо-
лой внеличной, бездушно-механической силы, несовместимой
с представлениями о человеке и человечности. Образ русского
народа сублимирует сугубо позитивное и гуманное. До преде-
ла заострённая конфронтация музыкального материала зако-
номерно приводит к неминуемому столкновению враждебных
сущностей: в части «Ледовое побоище» сходится всё самое
существенное для концепции прокофьевской кантаты.
Шапорин, опираясь на поэтический цикл Александра
Блока, обратился к судьбоносному периоду истории Руси.
Жанровый облик его симфонии-кантаты «На поле Куликовом»
приближается к такому явлению древнерусской литературы,
как воинская повесть. Воспеваемая ратная доблесть одухотво-
рена героико-патриотической идеей служения Родине.
В оратории «Сказание о битве за Русскую землю» по-
следовательно воссоздаётся целостный, законченный цикл
эпопеи происходившего с прогнозированием ближайшего бу-
дущего. Важной особенностью произведения является под-
чёркнуто позитивный строй образов. Здесь нет столкновения
антагонистических сил, и собственно исторический кон-
фликт оказывается лишь подразумеваемым. Исторический
оптимизм пронизывает всё повествование. Работа над орато-
рией велась в разгар войны, однако композитор абсолютно
уверен в победе и заголовком финала («Возвращение весны»)
даже предугадывает время окончания военной эпопеи.
Ключевые слова: «Александр Невский» С. Прокофьева,
«На поле Куликовом», «Сказание о битве за Русскую землю»
Ю. Шапорина, Великая Отечественная война в кантате и ора-
тории
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Nestyev I. V. Zhizn’ Sergeya Prokofieva [The Life of Sergei Prokofiev]. 2nd Edition. Moscow: Sovetsky Kompozitor, 1973. 713 p.
3. Sabinina M. D. Prokofiev [Prokofiev]. Muzyka XX veka [20th Century Music]. Part 2, Book 4. Moscow, 1984, pp. 7–43.
4. Levit S. I. Yury Aleksanrovich Shaporin: ocherk zhizni i tvorchestva [Yuri Shaporin: A Sketch of his Life and Work]. Moscow: Muzyka Press, 1964. 399 p.
5. Martynov I. I. Yu. Shaporin [Yuri Shaporin]. Moscow: Muzyka Press, 1966. 164 p.