Всеобщее искусствознание: теория и практика
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Многовековая традиция наук, связанных с художественной культурой, почти всегда была ориентирована
на раздельное восприятие каждой из отраслей искусствознания. Ныне намечаются подступы к формированию
всеобщего (универсального) искусствознания как науки, стремящейся к всеобъемлющему охвату множественного
ареала основных фактов, имён, явлений и тенденций мировой художественной культуры. Становление этой
метанауки корреспондирует приобретающим всё бóльшую актуальность процессам глобализации человеческого
сознания. Автор утверждает, что мультидисциплинарный подход самым настоятельным образом требует
использования в художественных исследованиях кластерной технологии, что в данном случае подразумевает
интеграцию ресурсов различных отраслей искусствознания для комплексного освоения художественного
пространства во всём его многообразии. При этом необходимо использовать метод художественного анализа, при
котором стержневой становится концепционная основа произведений. Всем этим открывается перспектива выхода
за пределы специальной научной дисциплины к горизонтам общезначимого гуманитарного знания с построением
художественной картины мира. Осознавая искусство как свидетельство породившей его эпохи, оценивая его как
своеобразный инструмент познания, выявляя его возможности в плане моделирования облика мира и человека,
мы приобретаем богатейшие, пока мало изученные ресурсы красочной и многомерной исторической памяти,
позволяющей существенно расширить и обогатить наши представления. В образовательной среде формирование
обновлённого миропонимания, осуществляемое при участии всеобщего искусствознания, наилучшим образом
позволяет реализовать базовый предмет «Мировая художественная культура». Для разработки изложенной
концепции в Саратовской консерватории создан единственный в российских вузах «Центр комплексных
художественных исследований». Руководитель центра – доктор искусствоведения, профессор А. И. Демченко.
Ключевые слова: всеобщее искусствознание, мультидисциплинарный подход, концепционный метод,
художественная картина мира, Саратовская консерватория, Центр комплексных художественных исследований.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Belinskiy V. G. Poln. sobr. soch. V 13 t. T. 10 [Compilation of Complete Works. In 13 Volumes. Volume 10]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1956. 474 p.
3. Demchenko A. I. Kartina mira v iskusstve Rossii nachala XX veka: issledovanie [A Picture of the World in Russian Art of the Early 20th Century: A Research Work]. Moscow: Kompozitor, 2005. 262 p.
4. Demchenko A. I. Lion Feykhtvanger: ocherk tvorchestva [Lyon Feuchtwanger: Essay on his Creativity]. St. Peterburg: Palmira, 2005. 64 p.
5. Demchenko A. I. Mirovaya khudozhestvennaya kul'tura kak sistemnoe tseloe: ucheb. posobie [World Artistic Culture as a Systemic Whole: A Textbook]. Moscow: Vysshaya shkola, 2010. 525 p.
6. Hatt M., Klonk C. Art History: A Critical Introduction to Its Methods. Manchester: Manchester University Press, 2006. 250 p.