Эволюция церковного стиля Моцарта (на примере «Litaniae Lauretanae» К. 125, К. 243)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Olga A. Urvantseva

Аннотация

Духовно-музыкальная область творческого наследия Моцарта зальцбургского и венского периодов исследована в разной степени. Наибольшее внимание музыковеды уделяют сочинениям венского периода, в то время как основной массив церковной музыки композитор создавал в Зальцбурге. При анализе произведений раннего и среднего периодов становится очевидной эволюция церковного стиля Моцарта. Сравнение сходных по жанру и литургическому тексту двух литаний «Lauretanae» (1771 и 1774) даёт возможность выявить модели, служившие Моцарту образцами при освоении жанров духовной музыки, проследить стилевые истоки, повлиявшие на формирование индивидуального церковного стиля композитора, а также выяснить топосы, присущие духовной музыке. В «Litaniae Lauretanae» представлены топосы, сложившиеся как в классической, так и в барочной традиции, и берущие начало не только в церковной, но и в светской музыке. К ним относятся топосы «этоса», связанные с молитвенными настроениями, галантные и чувствительные, представленные лирическим типом мелодики и часто танцевальными ритмоформулами, а также топосы скорби и пафоса, берущие истоки как в церковных, так и в оперных жанрах. Благодаря множественности моделей, повлиявших на формирование церковного стиля Моцарта, в его духовных сочинениях гетерогенные источники переплавляются в особое качество, отличающее зрелый стиль композитора.

Ключевые слова: австрийская духовно-музыкальная традиция, церковная музыка Моцарта, «Litaniae Lauretanae», зальцбургский стиль духовный сочинений.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Urvantseva, O. A. (2019). Эволюция церковного стиля Моцарта (на примере «Litaniae Lauretanae» К. 125, К. 243). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 127–137. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.127-137
Раздел
Духовная музыка
Биография автора

Olga A. Urvantseva, Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки

Урванцева Ольга Александровна, доктор искусствоведения, профессор,
заведующая кафедрой истории и теории музыки

Библиографические ссылки

1. Abert G. V. A. Motsart. Ch. 1, kn. 1 [Abert H. Mozart. Part 1, Book 2]. Introductory article and Commentaries by K. K. Sakva. Moscow: Muzyka, 1978. 534 p.
2. Zybina K. I. Vzaimodeystviye svetskogo i tserkovnogo v muzyke V. A. Motsarta: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Interaction of Secular and Church in the Music of V. A. Mozart: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2011. 245 p.
3. Kirillina L. V. Klassicheskiy stil' v muzyke XVIII – nachala XIX veka. Ch. 3. Poetika i stilistika [The Classical Style in Music of the 18th and Early 19th Century. Part 3. Poetics and Stylistics]. Moscow: Kompozitor, 2007. 376 p.
4. Lutsker P. V. Motsart i ego vremya [Mozart and His Time]. 2nd Edition, Revised. Moscow: Klassika-XXI, 2015. 623 p.
5. Motsart V. A. Polnoye sobraniye pisem [Complete Collection of Letters]. Translation by I. S. Alekseeva, A. V. Boyarkina, S. A. Kokoshkina, V. M. Kislov. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2006. 536 p.
6. Susidko I. P. Motsart v dialoge s Gaydnom [Mozart in a Dialogue with Haydn]. Muzykovedeniye k nachalu veka: proshloye i nastoyashchee [Musicology at the Beginning of the Century: Past and Present.]. Moscow. 2010, pp.125–133.
7. Eynshteyn A. Motsart. Lichnost'. Tvorchestvo [Mozart. Personality. Creativity]. Translation edited by E. S. Chernaya. Moscow: Muzyka, 1977. 450 p.
8. Becker M. Mozart: Sein Leben und seine Zeit in Texten und Bildern. Insel Verlag Francfurt am Main und Leipzig, 1991. 267 p.
9. Born G. Mozart Musiksprache. Schlüssel zu Leben und Werk. München, 1985. 429 p.
10. Heartz Daniel. Mozart’s Operas. University of California Press. London, 1992. 382 p.
11. Macintyre B. C. Litany II. The Cambridge Mozart Encyclopedia. Ed. by C. Eisen and S. P. Keefe. Cambridge, 2007, pp. 249–254.
12. The Cambridge Mozart Encyclopedia. Ed. by C. Eisen and S. P. Keefe. Cambridge University Press, 2007. 662 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)