Эволюция церковного стиля Моцарта (на примере «Litaniae Lauretanae» К. 125, К. 243)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Духовно-музыкальная область творческого наследия Моцарта зальцбургского и венского периодов исследована в разной степени. Наибольшее внимание музыковеды уделяют сочинениям венского периода, в то время как основной массив церковной музыки композитор создавал в Зальцбурге. При анализе произведений раннего и среднего периодов становится очевидной эволюция церковного стиля Моцарта. Сравнение сходных по жанру и литургическому тексту двух литаний «Lauretanae» (1771 и 1774) даёт возможность выявить модели, служившие Моцарту образцами при освоении жанров духовной музыки, проследить стилевые истоки, повлиявшие на формирование индивидуального церковного стиля композитора, а также выяснить топосы, присущие духовной музыке. В «Litaniae Lauretanae» представлены топосы, сложившиеся как в классической, так и в барочной традиции, и берущие начало не только в церковной, но и в светской музыке. К ним относятся топосы «этоса», связанные с молитвенными настроениями, галантные и чувствительные, представленные лирическим типом мелодики и часто танцевальными ритмоформулами, а также топосы скорби и пафоса, берущие истоки как в церковных, так и в оперных жанрах. Благодаря множественности моделей, повлиявших на формирование церковного стиля Моцарта, в его духовных сочинениях гетерогенные источники переплавляются в особое качество, отличающее зрелый стиль композитора.
Ключевые слова: австрийская духовно-музыкальная традиция, церковная музыка Моцарта, «Litaniae Lauretanae», зальцбургский стиль духовный сочинений.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Zybina K. I. Vzaimodeystviye svetskogo i tserkovnogo v muzyke V. A. Motsarta: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Interaction of Secular and Church in the Music of V. A. Mozart: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2011. 245 p.
3. Kirillina L. V. Klassicheskiy stil' v muzyke XVIII – nachala XIX veka. Ch. 3. Poetika i stilistika [The Classical Style in Music of the 18th and Early 19th Century. Part 3. Poetics and Stylistics]. Moscow: Kompozitor, 2007. 376 p.
4. Lutsker P. V. Motsart i ego vremya [Mozart and His Time]. 2nd Edition, Revised. Moscow: Klassika-XXI, 2015. 623 p.
5. Motsart V. A. Polnoye sobraniye pisem [Complete Collection of Letters]. Translation by I. S. Alekseeva, A. V. Boyarkina, S. A. Kokoshkina, V. M. Kislov. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2006. 536 p.
6. Susidko I. P. Motsart v dialoge s Gaydnom [Mozart in a Dialogue with Haydn]. Muzykovedeniye k nachalu veka: proshloye i nastoyashchee [Musicology at the Beginning of the Century: Past and Present.]. Moscow. 2010, pp.125–133.
7. Eynshteyn A. Motsart. Lichnost'. Tvorchestvo [Mozart. Personality. Creativity]. Translation edited by E. S. Chernaya. Moscow: Muzyka, 1977. 450 p.
8. Becker M. Mozart: Sein Leben und seine Zeit in Texten und Bildern. Insel Verlag Francfurt am Main und Leipzig, 1991. 267 p.
9. Born G. Mozart Musiksprache. Schlüssel zu Leben und Werk. München, 1985. 429 p.
10. Heartz Daniel. Mozart’s Operas. University of California Press. London, 1992. 382 p.
11. Macintyre B. C. Litany II. The Cambridge Mozart Encyclopedia. Ed. by C. Eisen and S. P. Keefe. Cambridge, 2007, pp. 249–254.
12. The Cambridge Mozart Encyclopedia. Ed. by C. Eisen and S. P. Keefe. Cambridge University Press, 2007. 662 p.