Внеучебные формы деятельности в вузе: из опыта работы кафедры теории музыки Уральской консерватории
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматриваются внеучебные виды деятельности студентов, реализуемые в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского на протяжении более двух десятилетий. «Внеучебные формы» трактуются в данном случае не только как важнейшее средство воспитания, но и как деятельность, направленная на формирование комплекса профессиональных знаний, умений и навыков будущего специалиста. Эта необходимая составляющая в освоении цикла музыкально-теоретических дисциплин присутствует на занятиях, ведущихся на кафедре теории музыки у студентов всех специальностей и направлений подготовки.
Последовательно освещаются три основные группы внеучебных мероприятий, а именно: приближенные к деятельности научного профиля (симпозиумы, круглые столы, дискуссионные клубы, архивно-библиографическая работа и т. д.); так называемые «календарно-обрядовые», отмечающие различные этапы студенческой жизни; особая группа, связанная с содержанием и построением экспериментального комплексного курса теории музыки, разработанного преподавателями кафедры. При прохождении данного курса большое внимание уделяется именно практическим формам занятий, что во многом переакцентирует обучение с «теоретизирования» – на практическое освоение историко-культурных стилей путём интонационного погружения в каждый из них с помощью различных форм музицирования, пения, творческих работ, анализа нотных текстов и т. п. Описываемые мероприятия, будучи внеучебными по своей форме, направлены на воссоздание живых «контекстуальных» моделей существования музыки в определённый исторический период, теоретическое знакомство с которыми происходит в курсе. Таковы: «Музыкальный турнир» (импровизирование на фортепиано в духе танцев эпохи Возрождения), «Состязание клавиристов» (игра по цифрованной нотации и показ хоральной прелюдии, сочинённой на заданный образец), «Майские игрища» (своеобразный перформанс в исполнении студентов, осваивающих разные техники, способы письма и представления музыки XX – начала XXI века).
Ключевые слова: внеучебная деятельность студентов, профессиональная ориентация, музыкальный турнир, импровизирование, комплексный курс теории музыки.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Gorodilova M. V., Kaluzhnikova T. I., Korobova A. G., Pal'mova V. A., Shabalina L. K. Gumanitarno-khudozhestvennoe obrazovanie v svete traditsiy otechestvennoy pedagogicheskoy kul'tury [Humanitarian and Artistic Education in Light of Traditions of the National Pedagogical Culture]. Muzykal'noe obrazovanie v kontekste kul'tury: voprosy teorii, istorii, metodologii: nauch.-prakt. konf. [Musical Education in the Context of Culture: Questions of Theory, History, Methodology: Scholarly and Practical Conference]. Russian Gnesins’ Academy of Music (1992). Moscow, 1994, pp. 63–71.
3. Gorodilova M. V., Korobova A. G., Nemkovskaya V. I. O programme kompleksnogo muzykal'no-teoreticheskogo obrazovaniya studentov ispolnitel'skikh otdeleniy Ural'skoy konservatorii [About the Program of Integrated Musical and Theoretical Education for Students of Performance Departments of the Urals Conservatory]. Kul'tura, iskusstvo i obrazovanie provintsial'noy Rossii v kontekste istorii [Culture, Art and Education of Provincial Russia in the Context of History]. Orenburg, 2007, pp. 334–341.
4. Gorodilova M. V., Korobova A. G., Nemkovskaya V. I. Teoriya muzyki: ucheb. posobie (s grifom UMO) [Music Theory: Textbook (with the Facsimile Signature of the Educational-Methodical Department)]. Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory. Yekaterinburg, 2009. 120 p.
5. Korobova A. G. Kompleksnyy kurs teorii muzyki v strukture nepreryvnogo muzykal'nogo obrazovaniya [A Comprehensive Course in Music Theory in the Structure of Continuous Music Education]. Vuzovskoe i dovuzovskoe muzykal'noe obrazovanie: modeli vzaimodeystviya: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [University-Level and Pre-University Musical Education: Models of Interaction: Materials of the International Scholarly and Practical Conference]. Kazan, 2008, pp. 31–44.
6. Korobova A. G. About Historical Dance Music and the Possibilities of Studying it in Children’s Music Schools. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. № 1, pp. 145–155. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.145-155.
7. Pinchukov E. A. Khoral'nye garmonii: ucheb. posobie po garmonii dlya srednikh i vysshikh uchebnykh zavedeniy [Choral Harmonies: Textbook of Harmony for Secondary and Higher Education Institutions]. Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory. Yekaterinburg, 2011. 255 p.
8. Esekeeva S. V., Kovrikova E. V., Kamalova I. F., Farah S. N. Educational Potential of Public Music Lectures at Kazan Federal University (from Emotional Education to Global Thinking Development). Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. No. 9 (7S), pp. 1139–1147.
9. Gorodilova M., Korobova A., Polotskaya E., Shabalina L. First Conservatoire in the Urals: From the History of Russian Musical Education. Proceedings of the 2017 International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2017). January 2018, pp. 345–349. DOI: 10.2991/icassee-17.2018.78.
10. Ponce-de-Leon Barranco L., Lago Castro P. Career Guidance in Madrid’s Professional Music Conservatories. Situation Analysis and Improvement Proposals. Revista de Educación. Septiembre-diciembre 2012. No. 359, pp. 298–331.