Внеучебные формы деятельности в вузе: из опыта работы кафедры теории музыки Уральской консерватории

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Vera I. Vyalukhina
Marina V. Gorodilova
Alla G. Korobova
Elena E. Polotskaya

Аннотация

В статье рассматриваются внеучебные виды деятельности студентов, реализуемые в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского на протяжении более двух десятилетий. «Внеучебные формы» трактуются в данном случае не только как важнейшее средство воспитания, но и как деятельность, направленная на формирование комплекса профессиональных знаний, умений и навыков будущего специалиста. Эта необходимая составляющая в освоении цикла музыкально-теоретических дисциплин присутствует на занятиях, ведущихся на кафедре теории музыки у студентов всех специальностей и направлений подготовки.
Последовательно освещаются три основные группы внеучебных мероприятий, а именно: приближенные к деятельности научного профиля (симпозиумы, круглые столы, дискуссионные клубы, архивно-библиографическая работа и т. д.); так называемые «календарно-обрядовые», отмечающие различные этапы студенческой жизни; особая группа, связанная с содержанием и построением экспериментального комплексного курса теории музыки, разработанного преподавателями кафедры. При прохождении данного курса большое внимание уделяется именно практическим формам занятий, что во многом переакцентирует обучение с «теоретизирования» – на практическое освоение историко-культурных стилей путём интонационного погружения в каждый из них с помощью различных форм музицирования, пения, творческих работ, анализа нотных текстов и т. п. Описываемые мероприятия, будучи внеучебными по своей форме, направлены на воссоздание живых «контекстуальных» моделей существования музыки в определённый исторический период, теоретическое знакомство с которыми происходит в курсе. Таковы: «Музыкальный турнир» (импровизирование на фортепиано в духе танцев эпохи Возрождения), «Состязание клавиристов» (игра по цифрованной нотации и показ хоральной прелюдии, сочинённой на заданный образец), «Майские игрища» (своеобразный перформанс в исполнении студентов, осваивающих разные техники, способы письма и представления музыки XX – начала XXI века).

Ключевые слова: внеучебная деятельность студентов, профессиональная ориентация, музыкальный турнир, импровизирование, комплексный курс теории музыки.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Vyalukhina, V. I., Gorodilova, M. V., Korobova, A. G., & Polotskaya, E. E. (2019). Внеучебные формы деятельности в вузе: из опыта работы кафедры теории музыки Уральской консерватории. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 129–139. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1.129-139
Раздел
Музыкальное образование
Биографии авторов

Vera I. Vyalukhina, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского

Вялухина Вера Ильинична, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки

Marina V. Gorodilova, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского

Городилова Марина Викторовна, кандидат искусствоведения, профессор, заведующая
кафедрой теории музыки

Alla G. Korobova, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского

Коробова Алла Германовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки

Elena E. Polotskaya, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского

Полоцкая Елена Евгеньевна, доктор искусствоведения, проректор по научной работе, профессор
кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Voblikova A. B., Gorodilova M. V., Korobova A. G., Pal'mova V. A. Kompleksnyy kurs teorii muzyki dlya ispolniteley v sisteme trekhstupennogo muzykal'nogo obrazovaniya [A Comprehensive Course of Music Theory for Performers in the System of the Three-Stage Music Education]. Chelyabinskoe vysshee muzykal'noe uchilishche (kolledzh): kontseptsii, uchebnye plany, programmy, perspektivy razvitiya: tezisy region. nauch.-metod. konf. [Chelyabinsk Higher Musical College: Concepts, Curriculum, Programs, Development Prospects: Abstracts from the Regional Scholarly and Methodological Conference]. Chelyabinsk, 1994, pp. 38–41.
2. Gorodilova M. V., Kaluzhnikova T. I., Korobova A. G., Pal'mova V. A., Shabalina L. K. Gumanitarno-khudozhestvennoe obrazovanie v svete traditsiy otechestvennoy pedagogicheskoy kul'tury [Humanitarian and Artistic Education in Light of Traditions of the National Pedagogical Culture]. Muzykal'noe obrazovanie v kontekste kul'tury: voprosy teorii, istorii, metodologii: nauch.-prakt. konf. [Musical Education in the Context of Culture: Questions of Theory, History, Methodology: Scholarly and Practical Conference]. Russian Gnesins’ Academy of Music (1992). Moscow, 1994, pp. 63–71.
3. Gorodilova M. V., Korobova A. G., Nemkovskaya V. I. O programme kompleksnogo muzykal'no-teoreticheskogo obrazovaniya studentov ispolnitel'skikh otdeleniy Ural'skoy konservatorii [About the Program of Integrated Musical and Theoretical Education for Students of Performance Departments of the Urals Conservatory]. Kul'tura, iskusstvo i obrazovanie provintsial'noy Rossii v kontekste istorii [Culture, Art and Education of Provincial Russia in the Context of History]. Orenburg, 2007, pp. 334–341.
4. Gorodilova M. V., Korobova A. G., Nemkovskaya V. I. Teoriya muzyki: ucheb. posobie (s grifom UMO) [Music Theory: Textbook (with the Facsimile Signature of the Educational-Methodical Department)]. Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory. Yekaterinburg, 2009. 120 p.
5. Korobova A. G. Kompleksnyy kurs teorii muzyki v strukture nepreryvnogo muzykal'nogo obrazovaniya [A Comprehensive Course in Music Theory in the Structure of Continuous Music Education]. Vuzovskoe i dovuzovskoe muzykal'noe obrazovanie: modeli vzaimodeystviya: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [University-Level and Pre-University Musical Education: Models of Interaction: Materials of the International Scholarly and Practical Conference]. Kazan, 2008, pp. 31–44.
6. Korobova A. G. About Historical Dance Music and the Possibilities of Studying it in Children’s Music Schools. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. № 1, pp. 145–155. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.145-155.
7. Pinchukov E. A. Khoral'nye garmonii: ucheb. posobie po garmonii dlya srednikh i vysshikh uchebnykh zavedeniy [Choral Harmonies: Textbook of Harmony for Secondary and Higher Education Institutions]. Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory. Yekaterinburg, 2011. 255 p.
8. Esekeeva S. V., Kovrikova E. V., Kamalova I. F., Farah S. N. Educational Potential of Public Music Lectures at Kazan Federal University (from Emotional Education to Global Thinking Development). Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. No. 9 (7S), pp. 1139–1147.
9. Gorodilova M., Korobova A., Polotskaya E., Shabalina L. First Conservatoire in the Urals: From the History of Russian Musical Education. Proceedings of the 2017 International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2017). January 2018, pp. 345–349. DOI: 10.2991/icassee-17.2018.78.
10. Ponce-de-Leon Barranco L., Lago Castro P. Career Guidance in Madrid’s Professional Music Conservatories. Situation Analysis and Improvement Proposals. Revista de Educación. Septiembre-diciembre 2012. No. 359, pp. 298–331.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>