К истории теоретико-композиторского образования в первых русских консерваториях
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья обращена к истокам теоретико-композиторского образования в России. В ней рассматривается
вопрос, на подготовку каких музыкантов была ориентирована специальность «Теория музыки»: воспитывала
ли она преподавателей теоретических дисциплин или же давала композиторское образование? Этот вопрос
правомерен уже потому, что П. И. Чайковский, стремясь стать композитором, писал прошение о поступлении
в специальный класс теории музыки Петербургской консерватории, а в его дипломе среди перечисленных
дисциплин отсутствует «Композиция». Исторические документы, хранящиеся в архивах Петербурга,
Москвы и Клина, свидетельствуют, что учащиеся-теоретики обучались по единой программе подготовки
композиторов. На достижение этой цели был направлен весь процесс обучения, в котором теория и практика
сочинения музыки находились в паритетных отношениях. Истоки данной концепции лежат в немецкой
практике обучения профессиональных музыкантов, прежде всего – в теоретико-педагогической системе
А. Б. Маркса. Его ученик и последователь Н. И. Заремба стал основоположником российского консерваторского
образования, базирующегося на системе Маркса. А ученик Зарембы Чайковский перенес принципы
паритетного преподавания теории и практики сочинения в Московскую консерваторию. Как осуществлялись
эти принципы в преподавании дисциплин «Гармония», «Контрапункт», «Формы и фуга», «Инструментовка» и
«Композиция», рассматривается в статье на конкретных примерах, каковыми являются архивные источники:
тетрадь «Формы» ученика Зарембы В. И. Сафонова и сделанные Чайковским черновые записи программ по
теоретическим предметам.
Ключевые слова: первые русские консерватории, теоретико-композиторское образование, музыкальное
источниковедение, А. Б. Маркс, Н. И. Заремба, П. И. Чайковский.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Zaremba N. I. Ob otnoshenii konservatoriy i kontsertov k muzykal'nomu obrazovaniyu [About the Attitude of Conservatories and Concerts Towards Musical Education]. Muzykal'nyy sezon [Musical Season]. 1870. No. 11, pp. 1–3.
3. Iz istorii Leningradskoy konservatorii: materialy i dokumenty, 1862–1917 [From the History of the Leningrad Conservatory: Materials and Documents. 1862–1917]. Compiled by A. L. Birkenhof, S. M. Wilscker, P. A. Wulfius, G. R. Freindling; Leningrad State N. A. Rimsky-Korsakov Conservatory. Leningrad: Muzyka, 1964. 328 p.
4. Kashkin N. D. Pervoe dvadtsatipyatiletie Moskovskoy konservatorii: istoricheskiy ocherk [The First Twenty-five Years of the Moscow Conservatory: A Historical Sketch]. Moscow: T-vo “Pechatnya S. P. Yakovleva”, 1891. 81 p.
5. Krylova A. V. Rol' Imperatorskogo russkogo muzykal'nogo obshchestva v formirovanii muzykal'noy infrastruktury Rostova-na-Donu [The Role of the Imperial Russian Musical Society in the Formation of the Musical Infrastructure of Rostov-on-Don]. Problemy muzykal'noj nauki [Music Scholarship]. 2016. No. 1, pp. 83–89. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.083-089.
6. Larosh G. A. Izbrannye stat'i. V 5 vyp. Vyp. 2: P. I. Chaykovskiy [Selected Articles. In 5 Issues. Issue 2: P. I. Tchaikovsky]. Compiled and with an Introduction, Commentaries and Annotations by G. B. Bernandt. Leningrad: Muzyka, 1975. 368 p.
7. Letopis' zhizni i tvorchestva V. I. Safonova [Chronicles of the Life and Artistic Activities of Vassily Ivanovich Safonov]. Compiled by L. L. Tumarinson, B. M. Rosenfeld. Moscow: Bely Bereg, 2009. 768 p.
8. Polotskaya E. E. Iz istorii muzykal'no-teoreticheskogo obrazovaniya v Rossii (po uchenicheskim tetradyam V. I. Safonova) [From the History of Music Theory Education in Russia (Following the Tutorial Notebooks of V. I. Safonov)]. «Trudis' i nadeysya...». Vasiliy Safonov: novye materialy i issledovaniya [“Work and Hope…” Vasily Safonov: New Materials and Researchs]. Moscow; St. Petersburg, 2016, pp. 576–590.
9. Polotskaya E. E. O spetsial'nosti «Teoriya muzyki» v pervykh russkikh konservatoriyakh (po materialam arkhivov) [About the Major Discipline of “Music Theory” in the First Russian Conservatories (Based on Archival Materials)]. Iz istorii otechestvennoy muzykal'noy kul'tury: neizvestnye stranitsy [From the History of Russian Musical Culture: Unknown Pages]. Russian Gnesins’ Academy of Music. Moscow, 2011, pp. 47–63.
10. Solov'ev N. F. Teoriya muzyki [The Theory of Music]. Entsiklopedicheskiy slovar' [Encyclopedic Dictionary]. Publishers: F. A. Brockhaus (Leipzig), I. A. Efron (St. Petersburg). St. Petersburg, 1901. Vol. 32-a: Tai Termity [Thai – Termites], pp. 890–891.
11. Sukhova L. G. Otechestvennaya muzykal'naya kul'tura i pedagogika pervoy poloviny XIX veka [Russian Musical Culture and Pedagogy of the First Half of the 19th Century]. Problemy muzykal'noj nauki [Music Scholarship]. 2012. No. 1, pp. 171–175.
12. Chaykovskiy P. I. Perepiska s N. F. fon Mekk [V 3 t.]. T. 3: 1882–1890 [Tchaikovsky P. I. Correspondence with Nadezhda F. von Meck (in 3 volumes). Vol. 3: 1882–1890]. Edited and author annotations by V. A. Zhdanov and N. T. Zhegin. Moscow; Leningrad: Academia, 1936. 683 p.
13. Shabshaevich E. M. Stranitsy dorevolyutsionnoy istorii Moskovskoy konservatorii: imennye stipendii professorov [Pages of the Pre-Revolutionary History of the Moscow Conservatory: Honorary Stipends of Professors]. Problemy muzykal'noj nauki [Music Scholarship]. 2017. No. 2, pp. 153–159. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.2.153-159.
14. Beltinger E. P., Baker R. B. The Effects of Student Coaching: An Evaluation of a Randomized Experiment in Student Advising. Educational Evaluation and Policy Analysis. 2014. Vol. 36. No. 1, pp. 3–19.
15. Calissendorff M., Hannesson H. F. Educating Orchestral Musicians. British Journal оf Music Education. Vol. 34, Issue 2, July 2017, pp. 217–223.
16. Finney J. Music education as aesthetic education: a rethink. British Journal Of Music Education. 2002. Vol. 19, Issue 2, July, pp. 119–134.
17. Franz N. The Legacy and Future of a Model for Engaged Scholarship: Supporting a Broader Range of Scholarship. Journal of Higher Education Outreach and Engagement. 2016. Vol. 20. No. 1, pp. 217–221.
18. Marx A. B. Die Lehre von der musikalischen Komposition, praktisch-theoretisch [The Doctrine of Musical Composition, Practical-Theoretical]. Neu bearb. von Dr. Hugo Riemann. Erster Teil. Zehnte Auflage. Leipzig: Breitkopf & Hartel, 1903. 631 S.
19. Ruthmann S. Alex. Whose agency matters? Negotiating pedagogical and creative intent during composing experiences. Research Studies in Music Education. 2008. Vol. 30, Issue 1, pp. 43–58.