Б. В. Асафьев и отечественная теория музыкальных жанров

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Alla G. Korobova

Аннотация

Наследие выдающегося музыкального учёного Б. В. Асафьева поражает не только обширностью, но и раз-
носторонностью. Многие его разработки стали фундаментом развития целых направлений отечественного
музыкознания. Наряду с этим, некоторые из ценных идей Асафьева в силу тех или иных обстоятельств не
получили ощутимого научного резонанса. В частности, идеи в области теории музыкальных жанров, которая
в отечественном музыкознании начала развиваться позднее. Так, несомненной актуальностью для данного
направления современной науки обладают мысли Асафьева о коммуникативных детерминантах функцио-
нирования различных жанров, о видах «переинтонирования» бытовой музыки в композиторской, професси-
ональной и т. д. В опоре на исследование ряда трудов учёного оказалась возможной своеобразная «рекон-
струкция» асафьевской концепции музыкальных жанров. В центр рассмотрения вынесены три её аспекта,
важнейших и для современной теории: сущность жанра в музыке, явление отражения бытовой музыки в
композиторской и связанный с этим вопрос о соотношении данных родов музыки. Анализ трудов Асафьева
показывает, что, хотя он не разрабатывал собственно жанровую теорию (в музыкознании его времени она
ещё не выделялась), им высказан целый ряд теоретических обобщений, не потерявших свою глубину, пер-
спективность и сегодня.

Ключевые слова: Б. В. Асафьев, музыкознание, музыкальные жанры, теория жанров, композиторское пере-
интонирование народной музыки.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Korobova, A. G. (2016). Б. В. Асафьев и отечественная теория музыкальных жанров. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 142–150. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.4.142-150
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биография автора

Alla G. Korobova, Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского

Коробова Алла Германовна – 
доктор искусствоведения,
профессор кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Asaf’iev B. V. Kniga o Stravinskom [A Book about Stravinsky]. Leningrad: Muzyka, 1977. 280 p.
2. Asaf’ev B. V. Muzykal’naya forma kak protsess. Kn. 1, 2 [Musical Form as a Process. Books 1, 2]. Second Edition. Leningrad: Muzyka, 1971. 376 p.
3. Asaf’ev B. V. Simfonicheskie etyudy [Symphonic Etudes]. Leningrad: Muzyka, 1970. 264 p.
4. Konson G. R. A. Losev – B. Asaf’ev: smyslovye paralleli [Alexey Losev and Boris Asafiev: Semantic Parallels]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2010, No. 1 (6), pp. 21–25.
5. Korobova A. G. Teoriya zhanrov v muzykal’noy nauke: istoriya i sovremennost’ [The Theory of Genres in Musical Scholarship: History and Modernity]. Moscow: Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory, 2007. 173 p.
6. Nogina E. A. Stil’ nauchnykh rabot B. V. Asaf’eva [The Style of Boris Asafiev’s Scholarly Works]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2014, No. 4 (17), pp. 35–39.
7. Orlova E. M. B. V. Asaf’ev. Put’ issledovatelya i publitsista [Boris Asafiev. The Path of the Researcher and Publicist]. Leningrad: Muzyka, 1964. 461 p.
8. Orlova E. M. Intonatsionnaya teoriya Asaf’eva kak uchenie o spetsifike muzykal’nogo myshleniya. Istoriya. Stanovlenie. Sushchnost’ [Asafie’s Theory of Intonation as a Teaching about the Specifics of Musical Thinking: History. Formation. Essence]. Moscow: Muzyka, 1984. 302 p.
9. Sokhor A. N. Esteticheskaya priroda zhanra v muzyke [The Aesthetic Nature of Genre in Music]. Moscow: Muzyka, 1968. 103 p.
10. Subbotin A. S. Zhanr kak kategoriya istorii i teorii literatury [Genre as a Category of the History and Theory of Literature]. Problemy stilya i zhanra v sovetskoy literature [Issues of Style and Genre in Soviet Literature]. Issue 8. Sverdlovsk, 1976, pp. 3–35.
11. Cherednichenko T. V. Terminologicheskaya sistema B. V. Asaf’eva (Na primere issledovaniya “Muzykal’naya forma kak protsess”) [The Terminological System of Boris Asafiev (On the Example of the Research Work “Musical Form as a Process”)]. Muzykal’noe iskusstvo i nauka: sb. st. [Musical Art and Scholarship: Compilation of Articles]. Issue. 3. Moscow: Muzyka, 1978, pp. 215–229.
12. Shaimukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula kak fenomen muzykal’nogo myshleniya [The Migrating Intonational Formulae as a Phenomenon of Musical Thinking]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2011, No. 2 (9), pp. 18–26.
13. Besseler H. Das Problem des musikalischen Hörens [The Problem of Musical Hearing]. Das musikalische Hörens der Neuzeit: Berichte über die Verhandlungen der Sächsischen Akademie der Wissenschaften zu Leipzig. Philologisch–historische Klasse [Musical Hearing of Modern Times: Reports on the Negotiations of the Saxon Academy of the Sciences in Leipzig. Philological-Historical Class]. Berlin, 1959. Band 104, Heft 6. S. 5–15.
14. Dahlhaus C. Was ist eine musikalische Gattung? [What is a Musical Genre?]. Neue Zeitschrift für Musik [New Journal of Music]. 1974, N. 10, Oktober, S. 620– 625.
15. Danuser H. Gattung [Genre]. Die Musik in Geschichte und Gegenwart [Music in History and the Present]: in 26 Bd. 2-e, neubearb. Ausgabe hrsg. von L. Finscher. Kassel/Basel, 2003. Sachteil 3, Sp. 1042–1069.
16. Kassian S. Un trait d’union entre la Russie et l’Europe au début du XXe siècle: le musicologue B. V. Asafiev [A Hyphen Between Russia and Europe at the Beginning of the 20th Century: Musicologist Boris Asafiev]. Revue des études slaves [Magazine of Slavic Studies]. Vol. 84, N. 3/4, Musique et opéra en Russie et en Europe centrale – Paris: Institut d’études slaves, 2013, pp. 495–504.
17. Marino G. “What Kind of Genre Do You Think We Are?” Genre Theories, Genre Names and Classes within Music Intermedial Ecology. Music, Analysis, Experience. Leuven University Press, 2015, pp. 239–254.
18. McKay K. A contextual study of Boris Asafiev’s Musical form as a process and application of concepts to his Sonata for solo viola: Dissertation. Edith Cowan University, 2015. 115 р.
19. Nowack N. Grauzone einer Wissenschaft: Musiksoziologie in der DDR unter Berücksichtigung der UdSSR [A Grey Area of Scholarship: Musical Sociology in the GDR under the Scrutiny of the USSR]. Kromsdorf: Verlag und Datenbank fur Geisteswissenschaften – VDG – Dr. Bettina Preiss, 2006. 425 S.
20. Wiora W. Die historische und die systematische Betrachtung der musikalischen Gattungen [A Historical and Systematic Consideration of the Musical Genres]. Deutsches Jahrbuch der Musikwissenschaft für 1965 [German Yearbook of Musicology for 1965]. Leipzig, 1966. S. 7–30.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)