Закономерности художественно-исторической эволюции
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Изучая художественное творчество, мы широко пользуемся понятием эпоха, отграничивая им тот или иной
отрезок исторического времени, в рамках которого различные искусства наделены некой общностью. В ка-
честве определённого эталона возьмём ту эпоху, которую можно назвать Классической. В ходе её эволюции
естественным образом возникали существенные отличия одного этапа от другого – именно эти отличия и
дают основание для деления эпохи на ряд сменяющих друг друга стадий. Первый период (приблизительно
1730–1760-е гг.) – зона взаимодействия завершающей стадии эпохи Барокко и начальной стадии Класси-
ческой эпохи; эту стадию можно назвать Ранним Просвещением. Второй период (1770–1800-е гг.) – расцвет
классического стиля времён Просвещения; в данном случае уместно обозначение Высокое Просвещение.
Третий период (1810– 1840-е гг.) – выдвижение Романтизма. Четвёртый период (1850–1880-е гг.) уместно
обозначить понятием Постромантизм, так как многое в искусстве определяли реалистические тенденции.
Пятый период (1890–1920-е гг.) – зона взаимодействия завершающего этапа Классической эпохи и началь-
ного этапа текущей ныне эпохи; эта стадия часто определяется как позднеромантическая или шире – как
позднеклассическая. Границы любого периода намечать естественнее всего, опираясь на анализ генерали-
зующих магистралей, что как раз и составляет основную задачу художественно-исторической науки. Важ-
нейшая из них связана с взаимодействием двух фундаментальных методов художественного мышления –
романтизма и реализма, с попеременным преобладанием то одного из них, то другого, и периодичность их
выдвижения на передний план самым непосредственным образом формирует конфигурацию эпохи. Другая
закономерность художественно-исторического процесса – его неуклонное ускорение, постепенное сжатие
временны́х рамок.
Ключевые слова: художественно-исторический процесс, эпоха, эра, этап, период.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Blok A. A. Sobr. soch. V 6 t. T. 4: Ocherki. Stat’i. Rechi [Collected Works in 6 Volumes. Volume 4: Essays. Articles. Speeches]. Leningrad: Khudozhestvennaya literatura, 1982. 464 p.
3. Kremlev Yu. A. Proshloe i budushchee romantizma [The Past and the Future of Romanticism]. Moscow: Muzyka, 1968. 76 p.
4. Demchenko A. I. Kontseptsionnyy metod muzykal’no-istoricheskogo analiza [The Conceptual Method of Musical and Historical Analysis]. Moscow: Kompozitor, 2010. 88 p.
5. Demchenko A. I. Mirovaya khudozhestvennaya kul’tura kak sistemnoe tseloe [World Artistic Culture as a Systematic Whole]. Moscow: Vysshaya shkola, 2010. 528 p.
6. Levaya T. N. Skryabin i khudozhestvennye iskaniya XX veka [Scriabin and Artistic Search in the 20th Century]. St. Petersburg: Kompozitor, 2007. 184 p.
7. Alberro A., Stimson B. Conceptual Art: a Critical Anthology. Cambridge, Mass.: MIT Press. Lii, 1999. 569 p.
8. Bourke B., Bray, N. J., Horton C. C. Approaches to the Core Curriculum: An Exploratory Analysis of Top Liberal Arts and Doctoral-Granting Institutions. The Journal of General Education. 2009, No. 58(4), pp. 219–240.
9. Cordero A. (2012). Mario Bunge’s Scientific Realism. Science & Education. 2012, No. 21(10), pp. 1419–1435.
10. Hachtmann F. The process of general education reform from a faculty perspective: A grounded theory approach. The Journal of General Education. 2012, No. 61(1), pp. 16–38.
11. Henrich J., Boyd R. Culture and Cognition: Why Cultural Evolution Does Not Require Replication of Representations. Culture and Cognition. 2002, No. 2, pp. 87–112.
12. Heyes C. New Thinking: the Evolution of Human Cognition. Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2002, No. 367(1599), pp. 2091–2096.
13. Lewens T. Cultural Evolution: Integration and Skepticism. The Oxford Handbook of Philosophy of Social Science. H. Kincaid (ed.). Oxford: Oxford University Press, 2012, pp. 458–480.