Горизонты инобытия. К 85-летию со дня рождения Альфреда Шнитке

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Alexander I. Demchenko

Аннотация

Альфред Шнитке в своей музыке не раз прогнозировал будущее. И один из важнейших
его прогнозов состоял в нарастающей опасности поглощения человеческого начала
космическим. Пути приближения к моделированию процессов космизации пролегали через
восхождение к разного рода абстракциям и через «глобализацию» звуковой материи. Флюиды
космизма явственно ощутимы также в пантеистических картинах, созданных композитором.
От подобных художественных решений Шнитке не раз поднимался к высотам вневременны́х
категорий, что несомненно отмечало вхождение в сферу космогонии. Собственно
трансформация земной цивилизации в космическое инобытие с наибольшей осязаемостью
представлена в двух сочинениях Шнитке. Созданная им на знаменитом синтезаторе «АНС»
композиция и получившая весьма характерное название «Поток» (1969) демонстрирует
надвигающуюся ситуацию тотального поглощения любых проявлений человеческого начала,
делая музыку звукошумовым аналогом вселенской материи, её загадочного Нечто и Ничто и
внушая апокалиптическое чувство неотвратимости глобальной катастрофы. Всеобъемлющую
разработку рассматриваемая проблема получила во Второй симфонии (1979), где
в метафорической форме прослеживается путь европейской цивилизации от её истоков
времён Средневековья к неизбежному исходу в гипотетическом будущем посредством
перехода земной материи в некое космическое измерение, что делает данное произведение
манифестом уже начавшегося процесса перерождения человеческого бытия в смутно
прозреваемое инобытие.

Ключевые слова: идеи космизма в музыке Альфреда Шнитке, Вторая симфония Шнитке,
электронная музыка Шнитке.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Demchenko, A. I. (2019). Горизонты инобытия. К 85-летию со дня рождения Альфреда Шнитке. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 112–121. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.3.112-121
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Alexander I. Demchenko, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Демченко Александр Иванович, доктор искусствоведения, профессор, главный
научный сотрудник Центра комплексных художественных исследований

Библиографические ссылки

1. Bulatov S. S. Novoe slovo ob Al'frede Shnitke [A New Word about Alfred Schnittke]. Muzykant-klassik [Classic Musician]. 2017. No 1–2, pp. 36–39.
2. Vishnevskaya L. A. «Dva geniya s beregov Volgi» [“Two Geniuses from the Banks of the Volga”]. Muzyka i vremya [Music and Time]. 2017. No. 11, pp. 25–27.
3. Demchenko A. I. Al'fred Shnitke. Konteksty i kontsepty [Alfred Schnittke. Contexts and Concepts]. Moscow: Kompozitor, 2009. 256 p.
4. Demchenko A. I. Refleksy pamyati genotipa Al'freda Shnitke [Reflexes of Memory of the Alfred Schnittke Genotype]. Pamyat' v iskusstve i nauke [Memory in Art and Science]. Moscow: Moscow University of Humanities, 2016, pp. 63–80.
5. Denisov A. V. Bezmolvnye tayny Chetvertoy simfonii A. Shnitke [The Silent Secrets of the Fourth Symphony by Alfred Schnittke]. Bogosluzhebnye praktiki i kul'tovye iskusstva v sovremennom mire [The Liturgical Practices and Religious Arts in the Modern World]. Issue 3. Maykop: Magarin O. G., 2018, pp. 379–392.
6. Dolmatova M. V. Emotsii v muzyke [Emotions in Music]. Muzykovedenie [Musicology]. 2019. No. 4, pp. 38–47.
7. Ivashkin A. V. Besedy s Al'fredom Shnitke [Conversations with Alfred Schnittke]. Moscow: Klassika-XXI, 2005. 320 p.
8. Klassen N. D. Al'fred Shnitke. Proshloe i nastoyashchee v kontekste sovremennogo iskusstva na primere zhanra Concerto grosso [Alfred Schnittke. The Past and Present in the Context of Contemporary Art by the Example of the Genre of the Concerto Grosso]. Traditsii i novatorstvo v kul'ture i iskusstve [Traditions and Innovations in Culture and Art]. Institute for the Development of Education. Astrakhan, 2016, pp. 57–60.
9. Kovalevskiy G. V. Kinomuzyka Al'freda Shnitke v kontekste evolyutsii ego tvorchestva [The Film Music of Alfred Schnittke in the Context of the Evolution of His Work]. Muzyka v kul'turnom prostranstve Evropy – Rossii [Music in the Cultural Space of Europe – Russia]. Russian Institute of Art History. St. Petersburg, 2014, pp. 299–311.
10. Savenko S. I. Portret khudozhnika v zrelosti [Portrait of the Artist in Maturity]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1981. No. 9, pp. 35–41.
11. Kholopova V. A. Kompozitor Al'fred Shnitke [Composer Alfred Schnittke]. Moscow: Kompozitor, 2008. 228 p.
12. Tsvetkova P. Yu. Kamerno-vokal'naya muzyka Al'freda Shnitke: stilevoy i zhanrovyy aspekty: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Chamber-Vocal Music by Alfred Schnittke: Stylistic and Genre Aspects: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2018. 32 p.
13. Shnitke A. G. Stat'i o muzyke [Music Articles]. Moscow: Kompozitor, 2004. 405 p.
14. Shul'gin D. I. Gody neizvestnosti Al'freda Shnitke: besedy s kompozitorom [Alfred Schnittke’s Years of Uncertainty: Conversations with the Composer]. Moscow: Delovaya Liga, 1993. 112 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>