Мир и человек начала ХХ века в зеркале музыкального искусства России. Очерк третий

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Alexander I. Demchenko

Аннотация

Заключительный очерк серии из трёх очерков, опубликованных в предыдущих выпусках, посвящён рассмотрению ещё одного из магистральных процессов 1890–1920-х годов, связанного с вытеснением классической концепции мира и человека. Современный жизненный стиль утверждался, отбрасывая многие из прежних ценностей, отказываясь от установок и критериев былого уклада, устанавливая иной кодекс мироощущения. Вот почему антитезой антитез этого времени оказалось противостояние старый мир – новый мир. Именно в этом противостоянии и заключалось главное движущее противоречие данного исторического этапа. Последнюю стадию своей эволюции переживала Классическая эпоха, и одновременно фазу начального становления проходил Модерн. Это были два разнонаправленных потока, и по грани, их отделявшей, произошёл разлом миров. Совершался величайший исторический перелом: не просто ХХ век сменял век XIX, и даже не только Модерн пришёл на смену Классической эпохе, – шестисотлетнее Новое время сменялось Новейшей эрой. Вот чем объясняется небывалая острота и напряжённость диалога двух эпох в начале ХХ века, глубина водораздела, пролегающего между ними, резко выраженное расслоение старого и нового. Процесс вытеснения классической концепции мира и человека остриём своим сходился на проблеме отношения к гуманизму. Очень многое в современном бытии стало определяться чрезмерной интенсивностью всякого рода силовых воздействий на человека, что порождает исключительную интенсивность и чрезвычайно широкий спектр отрицательных эмоций, характеризующих его внутреннюю жизнь. И приходится признать, что происходившее тогда было не только скорбным знаком уходящей цивилизации – то был и знак вхождения в историческую зону колоссальной конфликтности и трагического мирочувствия. Так исход прежней эпохи стал истоком эры небывалых катаклизмов и катастроф.

Ключевые слова: начало ХХ века, вытеснение классической концепции мира и человека, проблема гуманизма.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Demchenko, A. I. (2019). Мир и человек начала ХХ века в зеркале музыкального искусства России. Очерк третий. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 7–20. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.3.007-020
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Alexander I. Demchenko, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Демченко Александр Иванович, доктор искусствоведения, профессор, главный
научный сотрудник Центра комплексных художественных исследований

Библиографические ссылки

1. Apreleva V. A. Russkaya muzyka kak predvestie kul'tury XX veka: monografiya [Russian Music as a Harbinger of 20th Century Culture: A Monograph.]. Saarbrücken: Lap Lambert Academic Publishing, 2013. 172 p.
2. Asaf'ev B. V. O muzyke XX veka [On 20th Century Music]. Leningrad: Muzyka, 1982. 260 p.
3. Val'kova V. B. S. V. Rakhmaninov: letopis' zhizni i tvorchestva [Sergei Rachmaninov: Chronicles of his Life and Artistic Legacy]. Tambov: Publisher R. V. Pershin, 2017. 276 p.
4. Demchenko A. I. Balet I. Stravinskogo «Vesna svyashchennaya». Opyt kontseptsionnogo analiza [Stravinsky’s Ballet “The Rite of Spring”. An Attempt of Conceptual Analysis]. Moscow: Kompozitor, 2000. 96 p.
5. Demchenko A. I. Kartina mira v muzykal'nom iskusstve Rossii nachala XX veka [The Picture of the World in the Art of Music of Russia in the Early 20th Century]. Moscow: Kompozitor, 2005. 264 p.
6. Demchenko A. I. Mirovaya khudozhestvennaya kul'tura kak sistemnoe tseloe [World Artistic Culture as a Systematic Whole]. Moscow: Vysshaya shkola, 2010. 528 p.
7. Demchenko A. I. Tvorchestvo S. V. Rakhmaninova [The Musical Legacy of Sergei Rachmaninoff]. ICONI. 2019. No. 1, pp. 198–210. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.1.198-210.
8. Druskin M. S. Igor' Stravinskiy [Igor Stravinsky]. Druskin M. S. Sobr. soch. V 7 t. T. 4 [Collected Works. In 7 Vol. Vol. 4]. St. Petersburg, 2009, pp. 31–286.
9. Russkaya muzyka i XX vek. Russkoe muzykal'noe iskusstvo v istorii khudozhestvennoy kul'tury XX veka [Russian Music and the 20th Century. The Art of Russian Music in the History of 20th Century Artistic Culture]. Ed. by M. G. Aranovsky. Moscow: State Institute of Art Studies, 1997. 874 p.
10. Savenko S. I. Mir Stravinskogo [The World of Stravinsky]. Moscow: Kompozitor, 2001. 328 p.
11. Demchenko A. I. Igor Stravinsky’s Symphonic Poem “The Song of the Nightingale”. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 70–77. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.070-077.
12. Fanning D. Shostakovich Studies. New York: Cambridge University Press, 1995. 280 p.
13. Ivanova A. Sergei Rachmaninoff's Piano Concertos: The Odyssey of a Stylistic Evolution. University of Maryland, College Park, 2006. 108 p.
14. Nice D. Prokofiev: From Russia to the West, 1891–1935. Yale University Press, 2003. 390 p.
15. Nikolay Myaskovsky: The Conscience of Russian Music. By Gregor Tassie. Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 2014. 395 p.
16. Norris C. Music and the Politics of Culture. Lawrence & Wishart, 1989. 364 p.
17. Taruskin R. On Russian Music. Berkeley: University of California Press, 2010. 416 p.
18. Wood P. The Politics of the Avant-Garde. The Great Utopia: the Russian and Soviet Avant- Garde 1915–1932. New York: Guggenheim Museum, 1992. 384 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>